Рулевая колонка как совокупность промышленных или насыпных подшипников,
пыльников, чашек и якоря служит своей целью обеспечить надежное крепление
и беспрепятственное вращение штока вилки в рулевой трубе рамы. Рынок
предлагает множество технических решений этого узла, разных по устройству
и весу. Самыми встречающимися видами рулевых колонок являются: резьбовая
(Threaded), безрезьбовая или Aheadset (Threadless), полуинтегрированная (Zero
Stack), интегрированная (Integrated System), стандарт Campagnolo Hiddenset, стандарт
Perdido, стандарт Columbus и стандарт Onepointfive. Данный текст не касается
аспектов надежности, установки и обслуживания рулевых колонок тех или иных
стандартов только краткое описание, ключевые особенности и некоторые
характеристики того или иного типа.
Резьбовая рулевая колонка
Резьбовая рулевая колонка до сих пор один из самых распространенных
стандартов крепления вилки к раме. Хотя сейчас эта схема практически не используется
на профессиональных шоссейных и MTB велосипедах, благодаря неприхотливости
ее еще часто можно встретить на прогулочных, дорожных и ATB велосипедах
начального уровня. Слово «резьбовой» произошло от наличия внутренней
резьбы на верхней чашке и контргайке, за счет которой собственно
и держится вилка.
Чашки подшипников запреcсованы в рулевую трубу, где сверху и снизу
шары подшипника удерживают отдельные кольца с канавками качения. Окончательную
прочность конструкции придает вилка, которая притягивается к подшипникам
с помощью контргайки. В какой момент вы устанавливаете вынос, уже
не важно.
Существует несколько разновидностей этого крепления, заточенных под разный
диаметр штока вилки. Самые распространенные, это: 1", 1-1/8" и 1-1/4
дюйма.
Классическая безрезьбовая рулевая колонка
Скорее всего, на вашем велосипеде установлена рулевая именно этого типа.
Называемое иногда Aheadset (Из истории: Aheadset- это всего лишь один из первых
производителей чашек этого стандарта, чье имя стало нарицательным для этого типа
рулевой) данное техническое решение доминирует на современных алюминиевых
велосипедах среднего и высшего ценового диапазона. В отличие от предыдущего
стандарта, это крепление не отвечает за фиксацию вилки, поэтому в нем
отсутствует резьба.
В остальном стандарты схожи: верхние и нижние чашки (они же, по совместительству
имеют канавку качения) удерживающие сепаратор с шарами, или промышленный
подшипник. Чашки устанавливаются сверху и снизу рулевой трубы велосипеда,
кольца с канавками качения или пыльники закрывают шары от грязи. Простая,
легкая в обслуживании и надежная конструкция.
Поскольку резьбы на вилке теперь нет, предварительную фиксацию комбинации
вилка+чашки+вынос руля обеспечивает якорь небольшая распорка, забиваемая
в шток вилки. Крышка якоря, которую вы видите на иллюстрации выше,
покоится сверху на выносе. При притягивании оной к якорю регулировочным
болтом, она давит на вынос и стягивает всю конструкцию от короны
вилки до выноса вместе. Окончательное крепление штока вилки осуществляется
с помощью крепления выноса руля.
Aheadset выступает стандартом для вилок с диаметром штока 1-1/8",
прочие варианты малораспространены.
Полуинтегрированные (Zero Stack или Low Profile)
Cтандарт, который с равной долей вероятности можно встретить как
на карбоновых, так и на современных алюминиевых велосипедах. Главное
отличие от резьбового и Aheadset стандартов, это чашки и подшипник,
которые теперь устанавливаются прямо внутрь рулевой трубы. Снаружи мы увидим
только кольцо с канавкой качения или пыльник.
На бюджетных моделях часто используются игольчатые подшипники или подшипники
с сепаратором. В таких случаях, чашки не только удерживают, но и выступают
как внешнее кольцо с канавкой качения. В дорогих моделях с промышленным
подшипником, чашка лишь удерживает его корпус. Самый распространенный диаметр
запрессованной чашки 44 мм, но прочие характеристики, такие как высота
и тип используемого подшипника, могут варьироваться в зависимости от производителя
и модели. Главное преимущество этого стандарта- нулевая высота относительно
рулевой трубы, что позволяет максимально низко опустить руль велосипеда.
Фиксация вилки осуществляется по принципу, схожему с Aheadset стандартом.
Интегрированные системы без чашек
Многочисленные варианты и подразновидности этого стандарта роднит отсутствие
внешних чашек рулевой колонки, когда подшипники впрессовываются прямо в рулевую
трубу, что, конечно, требует совместимой рамы. Здесь используются только промышленные
подшипники, поскольку шары постепенно сточат канавку качения, и рама будет
уже непригодна к дальнейшему использованию.
Наиболее распространенный размер подшипника имеет 41мм внешний диаметр и 45°
посадочный скос (соответственно таков и посадочный угол внутри рамы). Существуют
разновидности этого стандарта, использующие 36°-ый скос подшипника и рамы.
В остальном процесс установки вилки схож с Aheadset стандартом
она удерживается якорем рулевой колонки. Вообще, название интегрированная
рулевая не принадлежит общепринятому стандарту. Его применяют к классу
рулевых колонок, где подшипник прессуется прямо в раму и, как правило, имеет
диаметр 41мм. Иногда это доставляет определенные трудности с поиском, в случае
замены подшипников на экзотических рамах.
Посадочная фаска рамы |
Иллюстрация выше показывает типичное посадочное гнездо интегрированной рулевой.
Промышленный подшипник помещается с некоторым усилием внутрь, но сильного
прессования не требуется.
Campagnolo® Hiddenset
Собственный стандарт Campagnolo, требующий специально обработанной рулевой
трубы.
По сути, это стандартизированная модификация полуинтегрированной рулевой колонки,
где используются конические подшипники, устанавливаемые в утопленные в рулевую
колонку конические чашки. Стандарт никак не совместим с общепринятыми
разновидностями полуинтегрированных и интегрированных рулевых колонок.
Фиксация вилки осуществляется по принципу схожему с Aheadset стандартом.
Perdido®
Очередная частная вариация на тему полуинтегрированных рулевых колонок. Система
состоит из прессуемых внутрь рулевой трубы чашек и отдельных промышленных
подшипников.
Главное отличие от полуинтегрированного Zero Stack особый
размер подшипника и непременно прецизионное исполнение. Внешний диаметр чашки
Perdido равен 44.5мм, а необходимый диаметр рулевой трубы 44.4мм. Как мы говорили
ранее, диаметр чашки ZeroStack равен только 44мм, поэтому Perdido заявляется как
самостоятельный стандарт, хотя принципиально в нем ничего нового нет.
В некоторых случаях есть возможность рассверлить ZeroStack алюминиевую раму
до стандартных 44.4мм диаметра Perdido. Следует учесть, что чашки Perdido
более утоплены в раму, следовательно необходимо будет увеличить и глубину
посадочного гнезда.
Официальный
сайт стандарта Perdido
Рулевая Columbus
Этот стандарт является разновидностью безрезьбового Aheadset со своими собственными
типоразмерами подшипника. Рулевая труба не имеет каких-либо фрезерованных
посадочных гнезд внутри, подшипники располагаются вне рамы, в внешних чашках.
Размер промышленного подшипника 41.5 мм.
Иногда можно ошибиться в идентификации этого типа рулевой колонки, поскольку
внешние чашки на некоторых велосипедах покрашены в цвет рамы.
Фиксация вилки осуществляется по принципу схожему с Aheadset стандартом.
Полтора дюйма (Onepointfive Standard)
Первоначально, onepointfive разрабатывался как разновидность Aheadset для штоков
увеличенного диаметра, с абсолютно идентичным устройством. Как понятно из названия,
с этим стандартом используют вилки со штоком 1.5", внутренний диаметр
рулевой трубы 2 дюйма (50мм).
Этот открытый стандарт, рожденный в 2001 году совместными усилиями Cane Creek,
Race Face, Cannondale, Manitou и Chris King, первоначально предназначался для
использования в экстремальных дисциплинах. Широкое распространение карбона при
производстве Hi-End шоссейных велосипедов, привело к появлению рулевых этого типа
на шоссе. Больший диаметр трубы: выше жесткость! В шоссейных велосипедах используется
интегрированный и полуинтегрированный тип рулевой, отличный от прародителя 1 1/8"
только увеличившимися размерами. В 2007 году эту рулевую применяют такие фирмы
как Pinarello, Trek, Specialized, Cannondale.
P.S. Вопрос употребления устоявшейся терминологии крайне важен.
Если кто-то считает использование в описаниях того или иного американизма
некорректным в виду существования русского названия, обязательно сообщите! |