Что делать, если вы работаете в профессиональном
веломагазине и вам выпала возможность воспользоваться оборудованием для тестирования
жесткости систем? Естественно, набить до отказа багажник автомобиля лучшими образцами
с витрины и бежать на тестирование.
Ребята из профессионального веломагазина Fairwheelbikes в Аризоне именно так
и поступили.
На порку вышли следующие системы.
1. Campagnolo Record Ultra
2. Extralite QRC
3. FSA SLK-Light
4. Kcnc Ktype
5. PMP MicroII
6. Shimano Dura Ace
7. Sram Red
8. Stronglight Fission
9. Thm Clavicula
10. Tune Fast Foot 6 pack
11. Vista Integral
12. Zipp Vuma quad
Образно выражаясь, системы можно разбить на две группы: те, что используют
профессиональные гонщики и те, что ставят обезумевшие вейтвинеры и просто фанаты
алюминия подороже. Тем интереснее взглянуть на результаты.
Несколько слов о тестировании. Перед тестированием, каждый шатун системы был
предварительно "нагружен" весом в 22.65 кг (50 фунтов). После, вес увеличивался
до 90,6 килограммов, а смещение замерялось (дюймы). Для снижения ошибки, измерение
проводилось дважды, в таблице дано среднее значение. Меньше значение, означает
более жесткий шатун. Измерения проводились как для системы (столбец Deflection-D),
так и левого шатуна (Deflection-ND).
Отдельная цифра, степень деформации звезд. Сам по себе этот показатель мало
влияет на эффективность работы, однако он становится важным, когда речь идет о
проблемах с переключением. Данный показатель отмечен как Lateral-D.
Последний индекс SxW, на который стоит обратить внимание, это отношение жесткость
x вес. Более низкая цифра, означает более высокий результат. Комментарии к системам
принадлежат тестеру.
Campagnolo Record Ultra Torque
Вес: 702 грамм с кареткой
Q-фактор: 145мм
Диаметр оси: 24.85мм
Deflection-D: 0.163
Deflection-ND: 0.279
SxW:32
Lateral-D: 0.012
Классическая профессиональная система с простым привлекательным дизайном и
долговечными звездами. Достойный вес, очень хорошая жесткость. Q-фактор также
один из самых узких (2 место) среди протестированных систем.
Из недостатков системы, стоит отметить не всегда простую установку и встречающуюся
проблему посторонего скрипа. Стоимость запасных бонок чрезмерна, хотя это всего
навсего кусочки алюминия. Для установки требуется весьма мощный динамометрический
ключ.
Extralite QRC
Вес: 615 грамм с кареткой
Q-фактор:138мм
Диаметр оси: 21.75мм
Deflection-D: 0.206
Deflection-ND: 0.513
SxW: 65
Lateral-D: 0.016
Мне нравится в этой системе вес, особенно, учитывая, что речь идет об алюминиевых
шатунах (третье место в нашем рейтинге, легче только Zipp и THM). Отличный Q-фактор
в 138мм. Одна из немногих систем позволяющая регулировать степень предварительной
нагрузки на подшипники. Легка в настройке и весьма долговечна.
Главный недостаток то, что выпускается она только в компакт варианте. Низкий
вес сильно снизил жесткость. Я был бы готов пожертвовать несколькими граммами,
чтобы сделать ось каретки немного пожестче.
FSA SL-K Light
Вес: 766 грамм с кареткой
Q-фактор:150мм
Диаметр оси: 23.66мм
Deflection-D: 0.149
Deflection-ND: 0.278
SxW: 32
Lateral-D: 0.005
Лучшее в этой системе, высокая жесткость, на уровне с Dura-Ace и Record. Дизайн
неплох, а цена делает эту модель весьма привлекательной.
Все остальное могло бы быть лучше. Вес абсолютно непредсказуем и варьируется
на 40-50 грамм в зависимости от экземпляра. Паук и звезды могут быть не симметричными.
Качество переключения звезд также оставляет желать лучшего, а Q-фактор было бы
неплохо сузить.
KCNC Ktype
Вес: 706 грамм с кареткой
Q-фактор: 145мм
Диаметр оси: 24.02мм
Deflection-D: 0.223
Deflection-ND: 0.407
SxW: 64
Lateral-D: 0.017
Отличная цена, самая дешевая из протестированных систем. Высокое качество переключения.
Жесткость системы где-то в середине нашего списка. Неплохие подшипники и легкая
установка. Я бы назвал эту систему лучшей из бюджетных в классе 700 граммовых
систем на рынке США.
Недостатки: подшипники каретки нестандартного диаметра, поиск запчастей может
вызвать очевидную проблему. Качество проточки паука, как и у системы FSA, иногда
вызывает нарекания.
PMP Micro II
Вес: 845 грамм с кареткой
Q-фактор: 147мм
Диаметр оси: 17.46мм
Deflection-D: 0.204
Deflection-ND: 0.683
SxW:139
Lateral-D: 0.014
Я люблю эту систему за ее особенную конструкцию. Она отлично выглядит и все
детали отлично подогнаны. Установка требует времени и терпения, но если вы все
сделали правильно, работает как часы. Звезды, это моя любимая деталь этой системы.
Отличная обработка и высокое качество работы. Мне нравится внешний вид этой системы
на велосипеде (особенно в черном цвете).
Главный недостаток, самая плохая жесткость. А также самый высокий вес. Мне
также не нравится малый диаметр оси, особенно в титановой версии. Сделать его
чуть больше и показатели жесткости системы несомненно вырастут.
Shimano Dura-Ace
Вес: 772 грамм с кареткой
Q-фактор: 147мм
Диаметр оси: 23.86мм
Deflection-D: 0.140
Deflection-ND: 0.295
SxW: 32
Lateral-D: 0.007
Главные преимущества системы, жесткость и качество переключения. Последний
показатель, является непревзойденным среди всех систем что я пробовал. Простая
установка, как правило без проблем. С точки зрения чистой производительности,
это эталон, на который равняются все остальные.
Из недостатков отмечу не самый лучший вес. А внешний вид.. Когда эта система
появилась на рынке, я подумал, что более уродливой системы я еще не встречал.
Сейчас я немного привык и нахожу эту систему просто немного неприятной глазу.
Думаю, что мне удалось со временем найти какую-то красоту в ее функциональности.
Sram Red
Вес: 755 грамм с кареткой
Q-фактор: 150мм
Диаметр оси: 23.89мм
Deflection-D: 0.150
Deflection-ND: 0.278
SxW: 31
Lateral-D: 0.004
Система Sram RED имеет хороший дизайн, неплохой вес, отличную жесткость и хорошую
цену. В нашем тесте, результаты этой модели оказались лучшими. Если учитывать
такой показатель как цену, она становится не менее привлекательной. Это лидер,
что меня, признаться, удивило.
Главный недостаток, это звезды. Хотя переключение не самое худшее, системе
есть куда расти. Q-фактор было бы неплохо сократить на пару мм. А лучше больше.
Stronglight Fission Ti
Вес: 754 грамм с кареткой
Q-фактор: 154мм
Диаметр оси: 21.54мм
Deflection-D: 0.195
Deflection-ND: 0.396
SxW: 58
Lateral-D: 0.013
Отличный вид. Замечательная работа звезд при переключении. Реверсивное крепление
педалей, что позволяет делать шатуны 172.5 или 175мм. Сдержанная графика подходит
к любому велосипеду.
Из недостатков: очень маленький диаметр подшипников. Чтобы уместить подшипники
каретки в раме, инженеры использовали не самые надежные подшипники стандарта ISIS.
Заменить продшипники также проблема. Для карбоновой системы с титановой осью,
вес мог бы быть и пониже.
THM Clavicula
Вес: 580 грамм
Q-фактор: 151мм
Диаметр оси: 29.76мм
Deflection-D: 0.169
Deflection-ND: 0.315
SxW: 31
Lateral-D: 0.019
В этой системе круто все. Внешний вид, жесткость, вес, эксклюзивность и т.д.
Если хотите, это апофеоз карбона в конструировании систем.
Великие достоинства всегда идут с великими недостатками. Заоблачная цена. Плохой
Q-фактор. Доступность. Надежность. Для меня, в первую очередь, важен более узкий
Q-фактор и прочность. Система имеет ряд ограничений. Хотя мы не встречались в
работе с серьезными повреждениями, ослабшие бонки под педали, стертые дорожки
качения у подшипников и испорченная резьба, частое дело. И хотя это одна из самых
жестких систем среди протестированных, она единственная имеет ограничение на вес
гонщика.
Tune Fast Foot + 6 pack ti
Вес: 687 грамм с кареткой
Q-фактор: 154мм
Диаметр оси: 19.31мм
Deflection-D: 0.292
Deflection-ND: 0.488
SxW: 98
Lateral-D: 0.004
К достоинствам я отнесу хорошее крепление шатунов к каретке. Второй плюс, минималистический
дизайн во множестве цветовых вариантов.
Недостатки: ужасный Q-фактор 154мм. Сборка, это настоящая заноза в ж***. Явный
недостаток жесткости. Учитывая сколько лет этой конструкции, Tune пора бы задуматься
о редизайне.
Vista Integral
Вес: 811 грамм с кареткой
Q-фактор: 160мм
Диаметр оси: 26.58мм
Deflection-D: 0.170
Deflection-ND: 0.322
SxW: 44
Lateral-D: 0.006
Интегрированная конструкция педалей весьма заметна при педалировании. И мне
это нравится. Эта система из тех вещей, качество которых замечаешь уже после первой
поездки. Хотя жесткость не самая лучшая, но в пределах допустимого.
Недостатки. Хотя точка крепления шипа у интегрированных педалей и уже, чем
с применением обычных педалей, обычный Q-фактор запределен: 161мм. Педали имеют
тенденцию задевать поверхность при поворотах. Довольно высокий вес.
Zipp Vuma Quad
Вес: 564 грамм с кареткой
Q-фактор: 146мм
Диаметр оси: 29.64мм
Deflection-D: 0.209
Deflection-ND: 0.308
SxW: 36
Плюсы: вес, жесткость, Q-фактор, внешний вид и, как это не странно, цена. Хотя
она и довольно высока, но на самом деле, весьма схожа с ценой на Record, при этом
заметно легче и близка по жесткости. Сдержанный дизайн подходит к любому велосипеда.
Недостатки? Звезды! Компании еще следует поработать над системой рамп и пиков.
Сводные таблицы
Величина деформации для левого шатуна, правого и среднее значение (Avg. Def).
Для простоты восприятия: средняя величина деформации в порядке возрастания.
Очевидно деление на профессиональные и системы камерных производителей, которые
относятся к разряду экзотики. Среднее отклонение для четверки профессиональных
лидеров, укладывается в 1 мм, что практически незаметно. Разница между лидером
и системой от PMP, 5(!)мм, что в сумме дает сантиметр на два шатуна. Подобное
отклонение заметит даже полный любитель.
Отношение жесткости к весу. В профессиональную группу затесалась сверхлегкая
THM Clavicula, которую можно причислить только к разряду вейтвинерских. Как из-за
цены, так и проблем с надежностью.
Выводы? Делайте сами. В целом, в ожидаемых результатах, затесался сюрприз от
SRAM, который стал лидером с минимальным отрывом. Особенности ли это попавшего
на тестирование экземпляра (а карбоновые компоненты имеют как правило разброс
в показателях), или модельного ряда в целом, сейчас не так важно. Конструкторам
этой замечательной системы, нужно отдать должное.
Создатели теста обещают ближайшее время расширить список тестируемых систем,
включив продукты Storck, Specialized, Easton и т.д. Будем держать руку на пульсе.
|