Данная статья и идея Мэта Пакочи полностью
не совпадает с мнением всех людей причастных к созданию данного сайта. Тем не
менее, это сформулированная мировая тенденция.
Подиум национальной МТБ серии в Колорадо (речь идет про США) в этом
году выглядел так. Первое место: Джереми Хорган-Кобельски на Gary Fisher SuperFly
29. Второе место. Адам Крейг, полноподвес Giant Anthem X Advanced. Третье место.
Сэм Шульц, Gary Fisher SuperFly 29. Четвертое, Иеремия Бишоп, полноподвес Cannondale
Scalpel. Пятое место, снова Gary Fisher SuperFly 29.
Шестое место, наконец-то, достается Энди Шульцу, на традиционном хардтейле
Tomac Type X, но седьмое, восьмое и десятое также найнерам или полноподвесам.
Более того, Кona Барри Викса, на которой он занял 10 место, не что иное как 29"
полноподвес.
Получается, что 26" хардтейл мертв? Глядя на результаты соревнований,
это выглядит именно таким образом. Но почему? Простой ответ: технологии. Можно
выделить две основные МТБ технологии, в которых в последнее время произошел прорыв:
качество работы подвески и снижение веса.
Двухподвесы и кросс-кантри имеют бурную историю взаимоотношений. Гонщики всегда
находятся в поиске скорости (реальной или кажущейся) и когда им приходится трястись
в седле по трассе или сползать по холму, езда не кажется (и не является) по настоящему
эффективной.
Потратив изрядную толику терпения гонщиков уровня мирового кубка, задняя подвеска
наконец дошла до уровня, когда она стала более эффективна, чем хардтейл. Мы знаем
это, поскольку проводили живые тестирования, и доказали, что полноподвесы теперь
едут быстрее чем традиционные хардтейлы при равной прилагаемой мощности.
Есть один факт, который поднимает значимость современных полноподвесных велосипедов
в мире кросс-кантри. Это то, что почти все лучшие спортсмены Кубка Мира едут на
полноподвесных велосипедах. Гонщики, включая Нафа, Крейга, Паулисона и других
перешли на полную подвеску. Феномен, который сегодня стал нормой, а не исключением.
Некоторые современные технологии амортизаторов, это настоящий прорыв. Лучший
пример такой работы инженера, инерционный локаут, разработанный Fox и Specialized
(впервые появился в вилках TerraLogic). Теперь, гонщики Specialized, как Тодд
Велс, могут ехать всю гонку и даже не думать о работе и положении локаута.
Технологическое развитие подвески шло благодаря простой мантре производителей:
легче, жестче и эффективней. Примеры вокруг нас. Каждая компания работающая на
рынке амортизаторов без устали работает над тем, чтобы в следующем году их продукция
стала работать лучше и при этом стала легче. FIT, новый демпфер FOX который появится
в вилках 2010 года позволил значительно снизить вес вилки, при этом его механизм
обеспечивает более "плюшевый" ход и множество настроек. RockShox вернул
на рынок карбоновую корону на своих топовых SIDах, плюс, анонсировал первый в
индустрии гидравлический локаут X-Loc. Локаут добавляет к весу вилки меньше 20
грамм.
Всего несколько лет назад, сделать серийный 26" хардтейл весом меньше
9 кг было настоящим вызовом для проектировщиков. Топовые алюминиевые велосипеды
плавали вокруг отметки 9.5-10 килограммов, а полноподвесы в среднем весили около
11-12 кг. Сегодня, благодаря карбону, производители предлагают 9и килограммовые
полноподвесы, найнеры с весом ниже 9 кг, а хардтейлы уже успешно атакуют 8кг барьер.
Таким образом, технологии позволили гонщикам пробовать разные платформы (найнеры,
полноподвесы) лишенные прежних весовых недостатков. Возьмем, для примера, новоиспеченного
победителя, Джереми Хоргана-Кобельски из команды Subaru-Gary Fisher. Он, как и
его спонсор, без оглядки ринулся в 29" революцию, но только сейчас, когда
Fisher понял принципы создания сверхлегких 29" рам и колес, он получил преимущество
над гонщиками на 26" хардтейлах.
Большое колесо лучше проходит препятствия и дает большую устойчивость. Второе
преимущество которое имел Джереми, это 400 граммовые экспериментальные 29"
покрышки. Медленное ускорение вызванное большей массой колеса, настоящий бич найнеров,
но стоило уменьшить влияние этого фактора, как недостаток диаметра сразу стал
преимуществом.
Другой хороший технологический пример, это выбор Тодда Велса из команды Specialized.
Начало сезона на домашних гонках он провел в седле найнера и планировал продолжить
выступления на нем на национальном уровне, до того момента, когда он увидел трассу.
Зная, что в его распоряжении есть полноподвесный S-Works Epic весом в 9 килограммов
(как и его найнер), он пришел к выводу, что на каменистой трассе, с переменным
рельефом и препятствиями, выбор лучше отдать полноподвесу. Выбор оказался удачным.
Был бы рельеф более гладким, большое колесо было бы возможно лучшим выбором.
В конце-концов, есть такие гонщики как Адам Крейг из Джанта, который был апостолом
подвески уже долгое время. Дайте ему волю и он бы несомненно стал рассказывать
как НЕ круто ездить на дертом велосипеде, мотоцикле или раллийной машине без подвески.
Таким образом, заключал он, почему люди до сих пор ездят на велосипедах без амортизаторов?
Это было лишь делом времени - разработать подходящий велосипед с весом, который
бы позволил ему получить преимущество надо гонщиками на хардтейлах
Мертв ли 26" хардтейл? Да. Думаю, что определенно. Конечно, всегда есть
традиционалисты и европейцы. Некоторые из мировой элиты, вроде Абсалона по-прежнему
предпочитают хардтейлы. Я подозреваю, правда, что подобные гонщики будут в ближайшее
время атакованы новой волной...
Обсуждение в
форуме..
|