Круглые даты
всегда хорошо завершать подведением итогов. Cводный рейтинг "событий"
включает в себя не только победы спортсменов, но и направления
рынка, которые были бы особенно заметны для велосипедиста 90х,
перенесись он в наше время. Стоит отдельно отметить, что все выбранные
тенденции берут свое начало часто в 90х или даже 80х, но лишь
в новом веке они действительно стали влиять на внешний вид велосипеда
и индустрии.
Некоторые тенденции специфичны только для велорынка.
В некоторых случаях, велосипед нового тысячелетия формируют мировые
экономические и культурные процессы, как глобализация рынков и
массовое распространение компьютеров и не отметить их, было бы
неправильным. Пытаться расставить спортсменов и технические решения
по шкале влияния бессмысленно, так что главные маркеры десятилетия
по нашей версии даны в абсолютно случайном порядке.
Лэнс Армстронг
Лэнс Армстронг, единственный 7-и кратный победитель Тур
де Франс (вполне возможно, что единственный на ближайшее столетие)
не может не присутствовать в этом рейтинге. Как не крути, а именно
этот спортсмен был самым известным лицом мирового велоспорта почти
все десятилетие. Отметить стоит не сколько его спортивные достижения,
в конце концов, по интенсивности и "звездности" на Гранд-Турах
Эдди Меркс переплюнул всех конкурентов прошлого столетия, а значимость
Армстронга как медийной фигуры для популяризации шоссейного велоспорта
в США и личную инициативу по созданию онкологического фонда. Лэнс,
именно тот человек, чье мнение о происходящем велопресса ставит
на первую полосу или заголовками на обложку.
Допинг
Допинг в велоспорте был всегда. В начале века спортсмены-любители
употребляли опиаты, кокаин, стрихнин и алкоголь. В середине столетия
стали править амфетамины и нитроглицерин. В 1949 году, после победы
на ТдФ Фаусто Коппи сказал прямо: "С теми, кто заявляют что
велосипедисты не употребляют амфетамин, нет смысла говорить о
велоспорте вообще".
Первая попытка провести анализ мочи спортсменов
на Туре в 1966 году привела к тому, что часть этапа гонщики прошли
в знак протеста пешком. В 70х годах спортсмены перешли на стероиды
и гормоны, в 90х балом правил эритропоэтин. С 50х годов в отношении
только 8 победителей тура неизвестно, применяли ли они допинговые
препараты. Почему допинг занимает место в этом рейтинге? В 1999
году было создано Всемирное Антидопинговое Агентство (WADA) и
за употребление препаратов начали лететь головы в массовом порядке.
Все прошедшее десятилетие UCI и WADA публично
боролись за искоренение этой "традиции", спортсменов
лишали лицензии, был введен новый регламент наказания гонщиков
Про-Тура. Результат был один. Публика узнала, что велосипедисты
употребляют допинг и допинг это плохо, велосипедисты его по-прежнему
употребляют.
Карбон
Углепластик вырос и из мелкосерийных экспериментов в
прошлом десятилетии стал безоговорочно главным материалом при
производстве топовых компонентов и рам. В ходе этого процесса
материал оброс гигантским количеством мифов и городских легенд,
снизил вес профессионального шоссейного велосипеда много ниже
лимита UCI в 6.8кг и убил понятие "классический итальянский
велосипед". Переход на углепластик требует больших затрат,
полной переориентации производства и интенсивного использования
ручного труда и большая часть гаражных брендов были вынуждены
закрыться, перейти под контроль более крупных производителей или
отдать разработку и производство рам на аутсорсинг в Тайвань и
Китай.
Стоит ожидать, что единственные профессиональные
ниши еще занятые алюминием, триал, DH, FR, BMX в следующем десятилетии
также будут вытеснены композитными материалами разного толка.
Процесс, который постепенно начинает набирать обороты.
Тормоза, подвеска и вилки
Горный велосипед по количеству инноваций давно обогнал консервативный,
регулируемый UCI рынок шоссейных велосипедов. Низкая стоимость
инжиниринга, компьютеров и острая конкуренция довели качество
современных велосипедов до абсолюта, по сравнению с девяностыми.
Сложнейшие "умные" амортизационные вилки весом до 1.5
килограммов, подвеска, умеющая "различать"нагрузку при
торможении от препятствия, невесомые дисковые тормоза, окончательно
похоронившие стандарт V-brake и в скором времени кантилеверы.
За последние 100 лет компоненты эволюционировали
в основном качественно, в этом десятилетии, эволюция многих параметров
была принципиальной. Старые стандарты и принципы работы компонентов
подписаны "Анахронизм" и отправлены на полку. Цепной
привод и рама два треугольника? Пока вне конкуренции.
Тайвань
Страна, про которую в этом десятилетии узнал каждый велосипедист.
Глобализация рынка, необходимость сокращать время производства,
дешевая рабочая сила и хорошие инженеры привели к тому, что лучшие
велосипеды и компоненты стали делать именно на этом острове. Если
бы кто-то в прошлом сказал, что через 10 лет 99% велосипедов с
наклейкой Made in Italy будут делаться в Китае или Тайване, а
крупнейшие бренды в мире будут исконно тайваньскими вы бы услышали
нездоровый смех. Сегодня, утверждение о европейской сборке рождает
здоровое недоверие, а Giant крупнейший производитель в мире как
своих велосипедов, так и для ранее "белых" брендов.
Именно Тайпей, а не Евробайк или Интербайк по
настоящему главная велосипедная выставка года. Именно на ней Hi-End
производители находят поставщиков, заключаются основные контракты
и представляются первые прототипы, пока, только для производителей.
Средняя экспортная стоимость покидающего Тайвань фреймсета или
велосипеда в прошлом году составила 290 долларов. Другими словами,
выше, чем средняя цена ноутбука.
Продолжение следует..
|