В течении этого месяца, мы получили несколько
писем с просьбой обратить внимание и рассказать подробнее о «странных»
системах Shimano Dura-Ace, появившихся на профессиональных велосипедах гонщиков
протура UCI. Скажем сразу: Shimanо здесь вообще не участвует, да и технологии
этой уже много лет.
Данная аббревиатура расшифровывается на немецкий как «Schoberer Rad Messtechnik»
(в вольном переводе: устройство Шоберера для измерения состояния велосипеда) и
уже 20 лет является самым совершенным велокомпьютером в мире. И самым дорогим:
профессиональные версии SRM стоят порядка 2000 долларов. А также и самым тяжелым:
стандартный комплект оборудования тянет на 600(!) грамм. Что предлагается за эти
деньги?
SRM это комплекс измерительных датчиков, монтируемых как на велосипед, так
и непосредственно на тело велосипедиста. К ним относятся: датчик скорости, термометр,
пульсометр от Polar и самый главный, собственно отличающий SRM от всех прочих
подобных устройств датчик мощности, устанавливаемый на систему собственного производства.
SRM выпускается в трех вариантах различных погрешностью измерения. Она
составляет 5% для любительской, 2% для профессиональной и 0.5% для трековой
модели созданной для лабораторных исследований. Каждый компьютер имеет версии
шатуна для MTB или шоссе, различные диаметром индукционной катушки и креплением
к картриджу: Octalink, Dura-Ace, квадрат. SRM с использованием шатунов
Dura-Ace 7700 появился только в этом году, но начинка там прежняя.
Как опция, существует специальные шатуны переменной длины. Понятно, что он
используется для полевого подбора оптимальной длины шатуна, сообразуясь с полученными
данными измерений.
Датчики каденса и мощности подключены по кабелю, что предотвращает возможные
наводки, но проблемы с измерением все равно возможны: индукционный сигнал катушки
может быть забит источником сильного электромагнитного излучения.
Интерфейс компьютера RS232 (обычный COM порт компьютера, если вы еще не забыли,
что это такое) с питанием от двух аккумуляторов. Программное обеспечение прилагаемое
к компьютеру строит графики, тенденции, суммирует и анализирует как никакой другой
подобный продукт в мире. Теперь, врач команды и тренер всегда в курсе, насколько
эффективным оказался новый допинг режим тренировок.
Итак, собственно, что может измерять SRM. Скорость (во всех возможных комбинациях,
конечно), каденс, температуру за бортом, пульс, момент вращения и как следствие,
затраченную энергию. Каденс момент вращения передается
из катушки системы методом индукции на датчик закрепляемый в районе каретки (потери
на трение 0%). Таким образом, спортсмен, тренер и врач имеют самые полные и
точные данные прямо по ходу гонки: показатели с современных SRM можно снимать
по радиосигналу и отслеживать, скажем, в техничке следующей рядом. Последние рекламные
акции, демонстрировали состояние атлетов во время гонки на телеэкране или, даже,
через интернет.
Полученная информация может накапливаться в компьютере непрерывно в течении
3 суток (привязка ко времени, конечно), а позже перенесена через интерфейсный
кабель на PC.
Сам компьютер полностью программируем через кабель PC. Можно скомпоновать сеты
показываемой информации, задать частоту обновления дисплея, частоту сохранения
показателей поездки в память. Аккумуляторы заряжаются через обычный сетевой адаптер.
Собранная за поездку информация по четырем показателям анализируется специальным
программным обеспечением и может быть выведена на дисплей как в численном, так
и графическом виде. Естественно, информация о поездке может сохраняться в память
PC и сравнена с результатами предыдущих тренировок.
В режиме телеметрии, когда сигнал передается по радиосигналу через передатчик
монтируемый под седлом, тренер может увидеть в онлайновом режиме на одном экране
информацию сразу о четырех гонщиках команды и сравнить их показатели.
Фактически, SRM безальтернативен для профессиональных спортсменов и, по заявлению
srm.de, используется на гонках или тренировках 80 атлетами из top 100 UCI ProTour.
Судя по картинке с современных соревнований, это правда: технология на пике популярности.
P.S. Изредка встречаются штучные экземпляры SRM, вроде приведенной выше на
фотографии трековой системы Dura-Ace Армстронга. Насколько нам известно, такие
системы в широкую продажу не поступают и выполнялись по индивидуальному заказу.
Сайт компании (на
немецком)
|