Тему ременного
привода мы уже поднимали на примере двух новых концептов от
Trek. Поскольку теперь появилась возможность рассмотреть технологию
поближе, этим и займемся.
Повторюсь. Основная суть идеи, которая, как я полагаю, может
совершить в прямом смысле "тихую" революцию в велотрансмиссии,
замена цепи ремнем шевронного типа, а звезд шкивами.
Все существующие и пока немногочисленные велосипеды с ремнем
построены на базе комплекта оборудования от компании Gates. Последняя,
на ремнях и лентах всех типов съела собаку. Ремни Gates ставят
на мотоциклы, мопеды, драгстеры, двигатели, ленты транспортеров
и т.д. Для продвижения привода на велорынке был создан отдельный
бренд Carbon Drive, чья тихая презентация прошла чуть больше года
назад на Евробайке 2007.
Для того, чтобы установить ремень на велосипед вместо цепи,
потребуется рама с разъемными перьями и горизонтальными трековыми
дропаутами. Остальное оборудование продает Gates: набор звезд,
ремень, специальный хлыст для заднего шкива и измеритель натяжения.
Ремень представляет собой слоеный пирог из нескольких материалов.
В центре обеспечивающее минимальное растяжение полотно из карбоновых
нитей. Основным наполнителем является полиуретан. Рабочая поверхность
зубцов для долговечности покрыта нейлоном. По словам разработчиков,
ремень не теряет своих механических свойств при температурах от
-50 до +85 градусов, не боится воды и прямого солнечного света.
Ребристая внешняя поверхность призвана снизить потери энергии
при деформации.
Звезды заменяются двумя шкивами. Посадочные места ведущего
и ведомого шкивов совместимы с существующим оборудованием. В настоящий
момент, линейка такова.
- Передний шкив для шатунов пятилапок, посадка 130 мм, 55 зубьев
- Передний шкив для шатунов пятилапок, посадка 130 мм, 50 зубьев
- Передний шкив на 4 лапки, посадка 104 мм, 50 зубьев
- Передний шкив на 4 лапки, посадка 104 мм, 46 зубьев
Задний шкив:
- 32 зуба, посадка на втулки с 9 шлицами
- 28 зубьев, посадка на втулки с 9 шлицами
- 25 зубьев, посадка на втулки с 9 шлицами
- 24 зуба, посадка на втулки с 9 шлицами
- 24 зуба, посадка на втулки NEXUS
- 24 зуба, посадка на втулки Alfine
- 22 зуба, посадка на втулки с 9 шлицами
- 20 зубьев, посадка на втулки с 9 шлицами
Шкивы для втулок Rohloff, NuVinci, SRAM ожидаются ближайшее
время.
Ремни.
- 113 зубьев, 1243 мм
- 118 зубьев, 1298 мм
- 122 зуба, 1342 мм
- 125 зубьев, 1375 мм
Вес ремня и пластиковых звезд весьма низок. Производитель приводит
следующий пример. Комбинация аналогичная отношению звезд 32/19
синлспида весит всего 240 грамм. Где на передний шкив приходится
84 грамма, задний шкив 74 и ремень 82 грамма. Другими словами,
весь сетап весит как хорошая цепь.
Одним из главных кажущихся недостатков является грязезащищенность.
Производитель, напротив, так не считает. Оба шкива имеют набор
отверстий, через который налипающая на ремень грязь выдавливается
наружу при каждом обороте педалей и лента остается чистой. В идеале.
Процитируем Стива Фасбиндера, который приехал третьим на юбилейной
24 часовой Adrenalin Solo World.
".. Хотя меня и одолевали сомнения, я с крайним волнением
хотел попробовать этот абсолютно новый тип привода. Установив
ремень на свою гоночную раму Spot и пару паршивых одолженных колес
я сразу без тестов отправился в Канаду.
Гонка стартовала в полдень субботы, погода была солнечной и
теплой. Ремень работал отлично, и все казалось в радужном свете.
Велосипед работал на 5 баллов, был тихим и я чувствовал себя просто
отлично. В ходе гонки, перебрасываясь комментариями с другими
велосипедистами о ременной передаче, главным вопросом было, как
он поведет себя в грязи. Об этом я не имел ни малейшего представления,
но вскоре мне предстояло это узнать на своей шкуре. Погода стала
меняться к худшему. Дождь, дождь и еще раз дождь. В течении нескольких
часов лило как и ведра. Воды было столько, что трасса из тропинки
или дороги превратилась в море грязи!
Я уже выступал на гонках в подобную погоду и знаю, как плохо
такая грязь влияет на работу трансмиссии. Ременный привод вел
себя просто потрясающе. Я не ощутил никаких изменений в режиме
его работы за всю гонку. Единственная техническая помощь, которую
получил мой велосипед в ходе гонки, это вода из гидранта.."
Процедура установки относительно проста. Раму требуется разомкнуть
и продеть ремень сквозь перо.
Накинуть на каретку.
Накинуть ремень на задний шкив и вставить колесо до упора в
дропауты.
Свободно накинуть колесо на передний шкив и только после этого,
натянуть ремень, оттянув колесо назад.
Во время всех операций производитель явным образом запрещает
всяческую деформацию ремня, как избыточно натяжение, перекручивание
или складывание.
Шкивы должны быть установлены в одной плоскости (назовем это
по аналогии "линией ремня"), а ремень натянут с определенным
усилием. В помощь мастерским и велосипедистам Gates предлагает
два аксессуара.
Резиновый хлыст с замком, чтобы снимать задний шкив.
И измеритель натяжения ремня. Последнее, можно выполнить и
в полевых условиях без инструмента, приложив в середине свободной
части усилие от 2.5 до 4 килограмм. Ремень не должен провиснуть
более чем на 1см. Думается, что распространением технологии степень
натяжение ремня можно привыкнув определять и пальцами, как давление
в колесах.
Итак, разобравшись с технической частью, поговорим о возможных
преимуществах.
- Тихий привод.
- По заявлению разработчика, работает как минимум в два раза
дольше, чем цепь. С какой именно цепью и в каких условиях происходило
сравнение, правда, неизвестно.
- Ремень значительно легче. На тандемах экономия становится
еще более заметной.
- Не требует смазки, не ржавеет, не пачкается, а звезды не пытаются
порвать вашу штанину при езде на городском велосипеде.
- Не требует выжимки при обслуживании.
- Возможно, практически не рвется и не боится
грязи.
- Совместим с существующим оборудованием.
- КПД сравним с цепью.
Теперь, о недостатках.
- Ремень требует рамы с размыкаемыми перьями.
- Для работы необходим ремень определенной длины. Укоротить
ремень нельзя.
- Затрудняет скоростную замену покрышки.
- Конечно, пока проблемы с запчастями.
- Нельзя использовать с трансмиссиями существующего типа. Однако,
возможно использование многоскоростных втулок и передними планетарными
системами.
- Проприетарная технология плохо сказывается на продвижении
продукции. Никто не хочет становиться заложником одного производителя.
При активном распространении системы, можно ожидать сопротивления
теряющих долю рынка Shimano, SRAM и Campagnolo.
Главная проблема сегодняшнего дня, слабая популярность многоскоростных
втулок и малое количество совместимых рам. Последнее решаемо уже
сейчас, стоит производителям добавить к каждой раме такую опцию
уже сегодня. Распространись технология ременного привода на городские
велосипеды (а мы не сомневаемся, что это произойдет в течении
ближайшего десятилетия), можно ожидать и попыток создания MTB
трансмиссии заточенной под ремень. Задняя многоскоростная втулка
и передняя система с планетаркой, как новинка от Truvativ,
потенциально отвечает почти всем запросам велосипедистов. 9и скоростные
втулки XTR? Звучит дико, но посмотрим:-)
В настоящий момент почин Gates поддержали следующие бренды:
- Trek
- Solo
- Nicolai
- Orange
- MaxCycles
Число брендов несомненно вырастет ближайшие годы.
Официальный сайт
стандарта
|