Эту статью можно считать
продолжением текста «Сделано в ... (теория)". Автор текста,
Керри Робертс, в прошлом президент Национальной Ассоциации Велосипедных
Дилеров США, в настоящий момент, консультант для множество крупных
продавцов велосипедов на рынке Америки и владелец розничной сети
веломагазинов в Теннеси.
Информация в данной статье собрана в основном из профессионального
справочника "Bicycle Retailer and Industry News' Factory"
и "Suppliers Guide". Прочие факты, найдены на выставках,
после визитов на заводы производителей и после общения с техническими
специалистами компаний-производителей и продавцов. В общем автор
знает суть вопроса и все возможные возражения, думаю можно адресовать
прямо нему. Актуальность: 2008 год.
Многие велосипедные компании имеют свои тайны. Один из этих
охраняемых секретов - где сделан ваш велосипед, или кто его в
действительности сделал. Секретом эта информация является потому,
что на самом деле, многие производители делают свои велосипеды
на одних и тех же заводах. В общем, картина выглядит таким образом:
примерно 95% велосипедов, продаваемых в США, сделаны в Китае или
Тайване на нескольких заводах, где компания Giant является самым
большим производителем. Алюминиевые велосипеды нижнего и среднего
сегментов, как правило, делают в Китае, а среднего и высшего -
в Тайване. Особняком стоит карбон. Большинство производителей
использует мощности китайских производителей, включая именитые
шоссейные бренды.
Быть может, для того, чтобы узнать истинную страну-производителя
велосипеда достаточно посмотреть на лейбл на упаковке? В конце
концов, насколько правдивой является наклейка “Made in the USA”,
“Made in France” или “Made in Italy”? Если кратко: текст вводит
нас в заблуждение. Проблема в том, что “made in” в понимании производителя
отличается от нашего представления о значении этого термина.
Общее правило для производителей всех мастей: страна производитель
указывается по принципу объема «добавленной стоимости» к финальной
цене продукта. Наклейка «страна-производитель» соответствует той
стране, которая добавила к стоимости продукта больше 60%. Пример:
любой человек может импортировать голую гоночную карбоновую раму
из Китая в Испанию, которая после сборки с компонентами Shimano
будет стоить в американской рознице порядка $4000 долларов.
Стоимость вилки и рамы на заводе в Китае может не превышать
$200. В Испании, мы раму красим, наносим декали, собираем и упаковываем.
Стоимость этой работы и компонентов добавляет примерно $1200.
И здесь возникает вопрос: где будет сделан этот велосипед? В Китае
или Испании? Как я уже сказал, по определению производителей,
наклейка будет “Made in Spain”, поскольку больше 60% стоимости
велосипеда образовалось на территории Испании.
Если бы эту же раму красил, собирал, упаковывал и отправлял
в Испанию китайский производитель, лейбл бы гласил «сделано в
Китае». Наверное, лучший способ избавиться от вводящих в заблуждение
надписей, это последовать примеру производителей автомобилей и
дать покупателю исчерпывающую информацию о происхождении самых
крупных узлов продукта. В конце концов, если вы узнаете, что ваш
сделанный вручную в Испании велосипед на самом деле родом с крупной
китайской фабрики, купили бы его опять? Даже если ответ да, вы
бы не стали переплачивать за бренд.
Ниже, в алфавитном порядке, список и информация о крупнейших брендах
продаваемых в США.
Bianchi. Когда я писал этот текст, я заметил
очевидную схожесть истории Bianchi и Schwinn. Обе компании семейные
компании существовали больше века. Производили собственные велосипеды,
были популярны в своих странах и разорились, когда настали трудные
времена. Были куплены, новый владелец перенес производство в Азию,
а теперь, под руководством новых владельцев, мы наблюдаем постепенное
возрождение брендов.
В 1996 году Bianchi была куплена шведским конгломератом (ныне
известным как CycleEurope). Schwinn, тем временем сменила нескольких
владельцев, пока не стала частью группы Pacific в 2001 году. Под
крылом CycleEurope, где в данный момент находится 11 брендов,
производство было перенесено из Италии в Азию. Исключение составляет
финальная сборка (т.е. азиатские рамы собирают в готовый велосипед
в Италии) и некоторые hi-end продукты лимитированных серий.
Отдельно упомяну велосипеды линейки Reparto Corse, поскольку
их наклейка “Made in Italy” вызывает множество вопросов. Фабрика
в Тревильо, где производились до продажи компании большинство
велосипедов Bianchi, имела отдел называемый Reparto Corse (RC).
По сути, это отделение занималось созданием гоночных hi-end велосипедов.
Сейчас, RC превратился в логотип, которым отличают велосипеды
уровня выше среднего, c особым дизайном и отдельным разделом в
каталоге.
Наклейка «Made in Italy» на Bianchi RC обычно означает итальянскую
сборку на базе азиатской рамы. Например. Карбоновые RC рамы изготовлены
в цехах Advanced International Multitech (тайваньский производитель
карбоновых велокомпонентов, бейсбольных бит, клюшек для гольфа,
стрел, удочек и т.д.) а алюминиевые рамы сделаны тайваньской компанией
Hodaka.
Производство рам на территории Тревильо остановлено не полностью.
Насколько мне известно, алюминиевые рамы с карбоновыми треугольниками
варятся или, как минимум, соединяются в Италии. Там же, по слухам,
проходят финальные стадии производства рамы с пенным наполнителем.
Хотя нынешним производителем многих рам и является Taiwan Hodaka,
в прошлом Bianchi изготавливались на заводах Giant и Fairly.
Cannondale. Даже после финансовых трудностей
в 2005-2006, когда компания сменила владельца, алюминиевые Cannondale
делают в США. По данным журнала «Bicycle Retailer and Industry
News» за июнь 2007 года рамы Cannondale нижнего уровня делались
в Тайване, по всей видимости, компанией Fritz Jou, а затем высылались
на финальную сборку в США. Производителем Cannondale Synapse являлась
тайваньская Top Key.
В феврале 2008 года, компания Cannondale и Sugoi clothing
были поглощены концерном Dorel Industries за 190-200 миллионов
долларов. Четыре года назад, в 2004 году, Dorel также купил группу
Pacific Cycle (Schwinn, Mongoose и GT).
Cervelo. Cervelo - это канадская компания.
Велосипеды делаются в Азии и собираются в Канаде.
Colnago. Мог ли представить юный подмастерье
в магазине Данте Фумагалли, что он станет самым известным итальянским
производителем велосипедов в мире? Colnago - это, возможно, самый
популярный бренд среди профессиональных гонщиков всех уровней.
Достаточно открыть любой выпуск VeloNews или ProCycling.
Рамы по-прежнему делают в Италии, за исключением трех алюминиевых
моделей начального уровня, которые делают в Тайване (скорее всего,
на заводах Giant) и карбоновой модели CLX.
De Rosa. Вместе с Colnago и Pinarello, эта
компания входит в большую тройку главных итальянских производителей.
Уго Де Роза и его сыновья делают рамы уже более 50 лет. Насколько
мне известно, все велосипеды делаются в Италии.
Ducati. По лицензионному соглашению, велосипедами
Ducati занимается Bianchi. По моим данным рамы делаются в Азии,
финальная сборка велосипедов происходит в Тревильо.
Felt. Компания основана гуру мотокросса Джимом
Фелтом. Вся линейка производится в Азии.
Fisher. Гари Фишер, это крестный отец горного
велосипеда. После попыток самостоятельно управления компанией,
бренд был продан Trek. Гари по-прежнему принимает участие в проектировании
и продвижении марки. Велосипеды Fisher делаются в Азии, за исключением
полноподвесных моделей. Последние производятся в Висконсине, США,
Fuji. Маркой Fuji владеет крупный OEM производитель
Ideal (наряду с Giant и Merida входит в группу крупнейших велозаводов
Тайваня). Карбоновые рамы делаются на мощностях китайского производителя
Topkey.
Giant. Скорее всего, вы хоть раз в жизни ездили
на велосипеде сделанном этой компанией и даже об этом не подозревали.
Giant- это крупнейший в мире тайваньский производитель велосипедов
с фабриками, расположенными в Тайване, Китае и Европе. Компания
основана в 1972 году, производит велосипеды под своей маркой и
для множества сторонних брендов. Что уникально для индустрии,
компания обладает мощностями, как для производства алюминиевых
рам, так и карбоновых. Большинство прочих брендов при создании
карбоновых рам вынуждены прибегать к помощи таких компаний как
Advanced или Martec.
Помимо велосипедов под своей торговой маркой, на заводах Giant
делается продукция для Trek, Specialized, Schwinn, Bianchi и прочих
брендов. По утверждению компании, на заводах Giant установлено
самое технически продвинутое оборудование в индустрии. Интересный
факт. Giant владеет 30% акций компании Taiwan Hodaka, которая,
в свою очередь, является поставщиком таких марок как Bianchi.
Haro. Калифорнийский производитель BMX, начавший
свою деятельность в 1977 году под руководством Боба Харо. Владеет
брендом Masi. Вся продукция производится в Азии. Основной поставщик-
компания Kenstone, чьи заводы расположены в Тайване и Китае.
Jamis. Домашний бренд крупной оптовой компании
G. Joannou Cycle, дистрибьютора велосипедов и компонентов на рынок
США. Велосипеды проектируются в Штатах, а производятся в Азии.
Kestrel. Один из первых производителей карбоновых
монококовых рам в мире с 1986 года. В начале истории компании,
рамы делались в Калифорнии. В последние годы, производство переехало
в Азию. По всей видимости, рамы делаются на заводах Martec.
Kona. Калифорнийская компания с производственным циклом в Азии.
Kona основана в 1988 году, по размеру сопоставима с Marin. Основные
поставщики тайваньские Fairly и Hodaka.
Kuota. Рамы производятся в Тайване на заводах
Martec вместе с рамами Kestrel. Бренд создан итальянским производителем
компонентов Sintema. Sintema занимается проектированием, размещает
заказы в Азии и активно продвигает продукцию на рынках США, Западной
Европы и Австралии. Бренд набрал популярность за весьма короткое
время.
LeMond. Грег ЛеМонд был первым американцем,
который выиграл Тур де Франс в 1986 году. Позже он добился победы
в 1989, 1990, три раза становился победителем ЧМ и тура ДюПон.
Карьера гонщика закончилась после свинцового отравления во время
происшествия на охоте. Первые велосипеды LeMond делались Роберто
Билатто в Италии, дистрибьюцией занималась ныне несуществующая
компания Ten Speed Drive Imports. Рамы Билатто в данный момент
объект коллекционирования.
После попытки управлять компанией самостоятельно, LeMond продал
свой бренд компании Trek. Велосипеды производятся в Азии, за исключением
главной линейки карбоновых рам, построенных по технологии OCLV.
Последние делают в Висконсине.
Примечательный факт, что LeMond участвовал в проектировании
первого аэродинамического руля со Scott, который помог ему одержать
неожиданную и зрелищную победу на Туре 1989 года.
Litespeed. В 80х компания была одним из первых
производителей титановых рам. С ростом репутации, к компании стало
обращаться все большее количество известных брендов для изготовления
титановых рам. Среди них были замечены: DeRosa, Merckx, Basso,
LeMond, Tommassini и другие.
В какой-то момент компания считалась крупнейшим в мире производителем
Hi-End велосипедов. Все велосипеды, включая те, что выходят с
домашним логотипом Merlin, делаются в Теннеси. Исключением была
карбоновая Pavia. Рамы бренда Quintana Roo, которым также владеет
Litespeed, делаются в Азии.
Look. Французский производитель, рамы делаются
во Франции, ЮАР, восточной Европе и Азии.
Marin. Небольшая калифорнийская компания с
продукцией сделанной в Азии. Исключение составляют несколько Hi-End
моделей. Основные поставщики A-Pro, Fairly и Sunrise.
Masi. По моему мнению, Фальеро Мази был «дедушкой»
и источником вдохновения всех известных итальянских производителей,
как Эрнесто Кольнаго. Фальеро продал свою компанию американцам
в начале 70х. С тех пор компания сменила нескольких владельцев,
включая Schwinn. В настоящий момент, как я упомянул выше, компанией
владеет Haro, производство рам в Азии.
Сын Мази, Альберто, по-прежнему делает hand-made рамы в тени
миланского велодрома Vigorelli. К сожалению, по патентным причинам
он не может использовать для своей продукции логотип Masi. В США,
его продукция продается под маркой «Milano».
Merlin – см. Litespeed.
Olmo. Один из самых заметных итальянских брендов.
Традиционно, рамы Olmo делают в Италии. У меня нет информации,
делают ли какие-либо рамы Olmo в Азии.
Orbea. Один из двух крупнейших испанских производителей
велосипедов. В какой-то мере, это испанская версия Trek или Schwinn.
Велосипеды делаются в Испании и Азии. Hi-End карбоновые рамы делают
в Азии и красят в Испании.
Процитируем «Bicycle Retailer and Industry News»:
«Алюминиевые рамы Orbea производятся на территории Испании.
Карбоновые рамы, которые сейчас составляют половину модельного
ряда Orbea, делаются на заводах китайской компании Martec.
Однако, в отличие от многих производителей, которые ограничиваются
покупкой готовых рам, спроектированных заводом, Orbea выполняет
полный предварительный цикл разработки, дизайна и прототипирования
в своих лабораториях. Только затем, формы для рам вместе с образцами
и техническими инструкциями отправляются производителям в Китай.
Хосеба Аризага (директор по маркетингу Orbea): “Мы сохраняем
и развиваем собственные наработки по работе с карбоновым волокном
и композитными материалами а затем, находим производителя, который
может сделать в точности то, что мы от него требуем. Мы делаем
формы, первые рамы и все остальное прямо здесь, в Orbea. После
того, как все готово для массового производства, мы отправляем
инструкции в Азию»».
Pinarello. Один из трех крупнейших итальянских
производителей топовых рам с 50х годов. В настоящий момент некоторые
рамы делаются в Тайване, включая алюминиевую модель Galileo. Я
не могу подтвердить, но по слухам и карбоновые рамы делаются в
Азии, а в Италии лишь происходит финальная сборка и покраска.
Raleigh. Компания была куплена несколько лет
назад у британского владельца, командой американских управляющих
во главе с Биллом Остином (бывший управляющий Murray). Штаб-квартира
в Кенте, округ Вашингтон, производство в Азии. Основные поставщики
Kinesis и A-Pro.
Schwinn. Долгое время Schwinn был крупнейшим
производителем велосипедов в США. Все велосипеды до конца 80х
годов делались также в Америке.
В 1985 году менеджеры Schwinn неосторожно посчитали горные
велосипеды «временной забавой». После двух банкротств, компания
перешла во владение Pacific Cycles, которая владеет такими брендами
как GT, Mongoose, Pacific и многими другими. Штаб-квартира компании
расположена в городе Мэдисон, Висконсин.
Под управлением Pacific, Schwinn вернулся на рынок. В настоящий
момент группа является крупнейшим продавцом велосипедов в Северной
Америке, хотя стоит отметить, что большинство брендов Pacific
продаются в таких супермаркетах, как WalMart, Target и т.д. Основным
производителем Schwinn для американского рынка являются заводы
Giant.
Scott USA. История компании началась в 1958
году, когда Эд Скотт спроектировал первую алюминиевую палку для
лыжников. Велосипедами компания занялась в 80х годах.
В конечном счете, компания оставила американский рынок и сосредоточилась
на европейском рынке, где в настоящий момент и размещается штаб-квартира
компании.
После нескольких лет отсутствия, компания вернулась в США где
начала экспансию на рынок под управлением бывшего менеджера Cannondale
Scott Montgomery. Штаб-квартира в Швейцарии, производство в Азии,
основные поставщики Hodaka и Giant.
Serotta. Небольшой американский производитель
Hi-end велосипедов. Находится в прямой конкуренции с Seven и Waterford.
Seven. «Номер 1» среди производителей кастомных
велосипедов в Америке. Компания основана Робом Вандермарком в
начале 1997 года.
Перед основанием компании Роб работал главой отдела разработки
компании Merlin. Отделившись, он решил делать свои титановые и
стальные рамы с кастомными геометриями, без привычных дополнительных
наценок и увеличенных сроков доставки. Все велосипеды делаются
в Ватертауне, штат Массачусетс.
Specialized. Компания основана Майком Синьярдом
в 1974 году. В настоящий момент компания имеет репутацию одного
из лидеров индустрии.
Несколько лет назад, тайваньская Merida купила главную долю
в компании. Хотя штаб-квартира по-прежнему расположена в Калифорнии
и управляется Майком, все велосипеды делаются в Азии. Основные
поставщики: Merida, Ideal и Giant.
Time. Продукция Time, возможно самые «продвинутые»
карбоновые рамы в мире. Все велосипеды, включая модели начального
уровня, делаются во Франции.
Trek. Сейчас тяжело в это поверить, но крупнейший велосипедный
бренд США начинался в маленьком сарае. В 1976 году, Дик Бурк привлек
инвестиции размером в $25000 и начал собственное производство
рам в сарае в пригородах Мэдисона, Висконсин. Уже в 1980 Trek
построили собственную фабрику. В настоящий момент за производство
базовых и средних моделей отвечают азиатские производители.
В 1992 году, Trek представила публике собственную технологию
обработки карбона OCLV, которая до сих пор применяется при изготовлении
топовых рам. Все рамы OCLV, шоссейные и горные, делаются в Ватерлоо,
штат Висконсин. Карбоновые рамы серии 5000 (не OCLV) изготавливаются
в Азии.
Trek - это второй по размеру производитель велосипедов в мире
после Giant. Компания известна тем, что продает свою продукцию
только через велосипедные магазины и выстраивает долгосрочные
отношения с дистрибьюторами. Компания по лицензии владеет такими
брендами как Fischer, LeMond, Klein и Bontrager.
Tommasini. Маленький итальянский производитель
рам в Грозетто, Италия. Размер сопоставим с Seven или Waterford.
Большая часть продукции идет на экспорт, где крупнейший рынок
это США, Германия и Япония.
Waterford. Крупнейший американский производитель
кастомных стальных рам. Вся продукция делается в городе Ватерфорд,
штат Висконсин.
|