С опозданием, полный обзор новой группы
Shimano XTR, анонс которой состоялся в начале июля.
Как уже множество раз говорилось на этом сайте, эволюцию компонентов следует
рассматривать с учетом движения конкурентов, запросов рынка и компонентов, на
смену которым приходит новинка.
Чем действительно отличается обновленная флагманская группа Shimano от 970
серии помимо новых материалов? Во-первых, это полноценная 30-и скоростная трансмиссия
(о принципе построения 3x10 по версии Shimano мы
уже писали). Во-вторых, теперь группа разделена на компоненты для XC (индекс
980) и All-Mountain (индекс 985), таким образом, большая свобода выбора покупателям
и новая головная боль продавцам, поскольку представить полный набор компонентов
на витрине с каждым годом становится все более затруднительно. Третье. Шпилька
в адрес SRAM: покупателя не привязывают к формуле 2x10 - системы заявлены в комплектациях
с двумя и тремя звездами. Четвертое. Ура-ура: меньше хлама на руле. Манетки и
тормозные рукоятки теперь можно крепить на руле к одному хомуту, в стиле SRAM.
И последнее: новые тормоза внутрь колодок которых встроен небольшой радиатор (технология
Ice-Tec).
Интересно, что новая группа по духу во многом близка к классической группе
950 серии, конца 90х. Некоторые, ранее восхваляемые маркетинговые решения под
давлением рынка ушли, а переключение стало работать по схеме 10-летней давности.
Дизайн? По-прежнему, один из лучших в индустрии. Идея полировки некоторых граней
получила дальнейшее развитие, контуры стали еще более плавными, мелочи, вроде
спрятанных болтов системы, доведены до абсолюта.
А теперь по-порядку.
Системы.
Всего в новой группе будет 5(!) систем с различными комбинациями звезд, при этом,
в XC версии речь идет об одинаковом пауке: пользователь волен делать апгрейд или
мешать звезды на свое усмотрение.
XC тройник |
Две звезды для XC - шатун с пауком прежний. |
Классическая тройка будет оснащена набором 42-32-24 зуба, средняя звезда выполнена
из титана с карбоновым креплением. XC версия с двумя звездами оснащается набором
38-26 зубьев.
Две звезды для AM |
AM варианты отличаются предлагаемыми звездами: 42-30, 40-28 и 44-30 и более
узким за счет отсутствующей звезды Q-фактором (3мм с каждой стороны).
Варианты шатунов в каждой версии: 165, 170, 172.5, 175 и 180мм. Минимальный
вес двухзвездной XC системы: 698 грамм с кареткой press-fit.
Тормоза
Сразу отметим знаменательное событие. Флагман рынка в главной группе не стал выпускать
V-brake версию новых тормозов. Упоминание о них мы не нашли даже на официальном
пресс-сайте, эра V-brake закончилась, можно сказать, официально (хотя производители
вилок придерживаются этого мнения уже несколько лет).
Сами тормоза для XC и AM одинаковы и, по словам маркетологов, обладают какими-то
невероятными способностями к сопротивлению перегреву в затяжных спусках. За счет
чего? Литой корпус и керамические поршни увеличенного размера для лучшей термоизоляции
масла в гидролинии.
Тормозные диски состоят из трех слоев: внешние два сталь, внутренний алюминий,
для лучшего теплорассеивания и снижения износа колодок (заявлены цифры двукратного
увеличения срока жизни колодок и 65% увеличение времени до момента перегрева тормозной
системы). Диск заявлен в четырех вариантах с креплением Centerlock: 140, 160,
180 и 203мм. Вес 160мм диска 126 грамм. Обратная совместимость со всеми существующими
тормозами Shimano присутствует.
Рассеиванию тепла призваны помочь и новые колодки, которые заметны по выступающему
алюминиевому радиатору (только в AM варианте). В версии XC колодки двух типов:
синтетика в алюминиевом корпусе или металлические в стальном без радиатора. Вообще
опция колодок с радиатором будет нелишней и для многих XC-велосипедистов из мест
с действительно переменным рельефом.
Гоночная тормозная рукоятка - ничего лишнего |
Тормозные рукоятки для XC и AM имеют немного разную конструкцию. Кросс-кантрийная
модель (BL-M985) стала легче на 40 грамм и на 10% мощнее, вес комплекта с калипером
215 и 230 грамм для заднего колеса.
AM версия на едином с манеткой хомуте |
AM версия чуть более массивна, тормозной рычаг шире на 1мм, имеет возможность
подстройки угла рукоятки на лету, тонкой настройки передачи усилия (Servo-Wave)
вес равен нынешней группе (250 и 260 грамм), но на четверть мощнее. Как уже упоминалось,
тормоза можно устанавливать на один хомут с манеткой.
Манетки
Еще один примечательный момент. Все. Манетки Dual-Control капут - в новом XTR
их нет. Рынок все же еще способен отторгать то, что ему навязывают.
Два новых маркетинговых термина: Advanced Light Action shifting и Vivid Shifting.
Первое означает, что усилия которые требуются для переключения между двумя младшими
звездами и двумя старшими звездами кассеты, равны. Слабо радует, по сравнению
со всеми группами Shimano переключение и без этого превосходное. Второе, говорит
о том, что щелчок при переключении стал более громким. Мелочь, а название придумали.
Внутри каждой четыре промышленных подшипника.
Модификация I-Spec для крепления к тормозной рукоятке |
Более полезна возможность перенастройки работы в режим на 2 или 3 звезды системы.
Всяческие Multi Release (несколько передач одним движением курка), Instant Release
(немедленное срабатывание переключения) и 2-way release (переключение одним курком
в две стороны) в наличии. Заявленный вес комплекта: примерно 210 грамм. При использовании
единого хомута вес снижается на 15 грамм.
Задний переключатель
Обе версии (средняя и длинная лапки) выпускаются в модификациях Top-Normal.
Еще одна победа рынка и здравого смысла. Сам переключатель без особых изменений.
Модификация I-Spec для крепления к тормозной рукоятке |
Shadow-дизайн еще более утопленный под кассету, влагозащищенные подшипники
роликов, внешняя пластина лапки из карбона, оптимизированная мощность пружины,
для снижения раскачивания цепи, верхняя подводка троса, вес среднего варианта
175 грамм.
Передний переключатель
9(!) вариантов, в зависимости от набора звезд и типа крепления (верхний хомут,
нижний, E-type и Direct mount. Хомут для труб диаметром от 28.6 до 34.9мм.
Разводка троса по возможностям рамы: сверху или снизу. Варианты для двухзвездных
систем имеют более узкую направляющую рамку. Настроечные болты находятся под углом,
что облегчает работу веломеханику, для снижения веса шарниры сделаны полыми.
Цепь и кассета
Новая цепь с ассиметричной формой звеньев, которая якобы улучшает переключение.
Оцинковка, полые оси, классическое соединение осью, вес 259 грамм.
Кассета будет выпускаться в трех вариантах 11-36, 11-34 и 11-32 зуба. 5 звезд
трех старших кластеров сделаны из титана, оптимизация под 10 скоростей, конечно.
Вес 255 грамм. Если бы была возможность наконец-то купить кассету по частям, цены
бы ей не было.
Педали
Здесь опять выбор между XC и AM. Новые PD-980 (апгрейд версия классических 970)
стали легче на 15 грамм, вдобавок увеличена площадь контактной поверхности шипа
и педали.
Для снижения нагрузки, подшипники теперь разнесены сильнее, для облегчения
прохождения грязи, корпус педалей, в той части где проходит ось, стал овальным,
сама ось чуть тоньше. Вес комплекта 310 грамм.
Для Алл-Маунтин велосипедистов на механику 980 нарастили легкую контактную
платформу, что не сильно увеличило вес (40 грамм на каждую педаль), но значительно
увеличило площадь контакта между ботинком и педалью.
Колеса и втулки
Втулки Shimano на насыпных подшипниках, классика из классики. Абсолют,
если хотите, втулок построенных по классической схеме. Отрадно видеть, что втулки
пока еще выпускаются отдельными предложениями для самостоятельной сборки.
Как и прочие компоненты, втулки также бьются на две группы. XC модификация:
передняя втулка с обычной или E-thru осью, задняя только эксцентрик внутри 14мм
алюминиевой оси. Подшипники насыпные, плюс двойные контактные пыльники. Вес передней
втулки 140 грамм без оси, задняя втулка 261 грамм.
АМ вариант оснащается только E-thru осями для передней втулки (зад эксцентрик
или E-thru), для усиления задняя втулка комплектуется титановой осью. Вес заднего
комплекта (втулка + ось) около 400 грамм, прочность и жесткость обещают выше чем
у Saint. Все это пахнет модификацией XTR для DH, но время покажет.
Колес в группе заявлено 6, по количеству модификаций втулок. Различны модели
шириной скандиевого бескамерного обода, 19 или 21мм. XC версия комплекта 1480
грамм(!), самый тяжелый AM комплект со втулками с E-thru осями, всего 1700
грамм.
В сухом остатке? Без прорывов, эволюция продолжается. Shimano продолжает настаивать
на своем, полируя проверенный годами конструктив с учетом рынка. Профессиональные
компоненты не должны по весу конкурировать с вейтвинерскими фирмами, а ценник
обещают держать на уровне текущих компонентов XTR.
Вес компонентов (PDF)
Официальный сайт
|