Часть первая
Продолжаем, а точнее плавно подходим к концу многодневного тестирования Стриды 5.2. Итак, самое время просуммировать все впечатления после первых 2 недель.
Регулировка Стриды "под себя" для первой поездки занимает примерно минуту, поскольку единственным регулируемым параметром велосипеда является положение седла в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В моем случае, я просто поднял седло на возможный максимум и также сдвинул на максимум назад. Ожидать, что нога будет распрямляться полностью не стоит, но крутить педали на небольших скоростях удобно.
Седло довольно простое, обтянуто синтетикой, о каких-то выдающихся анатомических характеристиках здесь речь не идет: комфорт достигается большой толщиной наполнителя и высоким подъемом рельсов сзади, которые работают как пружины: седло по ощущениям мягче, когда сдвинуто назад. В целом, проблем не вызывало.
Признаюсь, Стрида первый велосипед, на котором штатные эргогрипсы я посчитал удачными. Поскольку практически весь вес приходится на седло, руки на руль даже не опираются, а лежат сверху на грипсах. Здесь сильных хват просто не нужен.
Установка первого же аксессуара вызвала определенные трудности. Вся разводка на Стриде упрятана внутрь труб ( размер отверстий весьма скромный), поэтому, в качестве компьютера было решено поставить беспроводной Полар.
Во-первых, места между ободом и диском оказалось до смешного мало: на фотографии хорошо видно, что геркон занял почти все свободное место на вилке между диском и ободом. Во-вторых, из-за геометрии велосипеда, расстояние между компьютером Polar CS300 и герконом составило почти 1 метр(!), для сравнения, среднее расстояние на MTB или шоссейном велосипеде не превышает 40-50 сантиметров. Как результат, компьютер видел датчик примерно 10% рабочего времени. Поскольку задачей компьютера был сбор общей информации о поездке, я не стал начинать протяжку провода, а просто застегнул браслет непосредственно на трубе над шарниром-замком.
Еще одно неудобство, с которым я столкнулся при подготовке велосипеда, это положение ниппеля. Обычная головка напольного насоса SKC, как оказалось, с трудом помещается между спицами и автониппелем, последний пришлось заметно отгибать в сторону. Ручной насос аналогичной фирмы встал без проблем. Сам обод, как я и подозревал при первом осмотре, сделан для v-brake тормозов: с внутренней стороны обнаружилась наклейка, предостерегающая владельцев v-brake тормозов об износе тормозной поверхности. Можно предположить, что на дисковой Стриде этот толстостенный обод будет вечным.
После первой недели
Самое-самое-самое главное о чем нужно помнить, если вы осваиваете Стриду после обычного велосипеда (MTB, шоссейник, гибрид), это совершенно новая развесовка велосипеда. Она полностью меняет ощущение от езды. Поскольку центр тяжести находится практически над осью заднего колеса, а база весьма короткая, первое, что я сделал сев на велосипед, это нарушил одну из первых заповедей инструкции: после первого же хорошего толчка педалей, переднее колесо потеряло сцепление с землей и, неожиданно для себя, я сделал вилли на 3-4 метра.
Уже после недели езды, мне пришлось признать, что абсолютно все проблемы управления, с которыми я столкнулся при езде на Стриде (а их было немало), были вызваны привычкой ездить на велосипедах с более длинной базой и другим положением седла. Правильней сказать, велосипед Сандерса не терпит резких движений. Если бы не длительное время, на которое мне предоставили этот велосипед, боюсь, что расстался бы я со Стридой с нескрываемым разочарованием.
Любое действительно сильное и быстрое ускорение гарантировано поднимает переднее колесо, сцепление теряется и велосипед начинает "козлить": первые ощущения от езды в городском потоке были крайне неприятными, поскольку, создается впечатление, что велосипед регулярно становится неуправляемым тогда, когда это действительно нужно.
Второй момент, это короткая база. Радиус разворота Стриды не превышает двух метров даже для полного новичка и руль, по сравнению с обычным велосипедом, исключительно чувствителен. По моим ощущениям, чтобы выполнить поворот на Стриде, руль необходимо поворачивать на 1/2 или даже на 1/3 привычного угла. Если этим правилом пренебречь, велосипед моментально "сваливается" вбок с потерей контроля. Простой маневр объезда припаркованного к обочине автомобиля с непривычки приводил к тому, что через мгновение, я оказывался на середине левой полосы и слышал спасительный визг тормозов где-то сзади. В общем, если перед выездом на проезжую часть пренебречь обязательной недельной обкаткой велосипеда в спокойных местах, дело может кончиться скоростной поездкой в красно-белой машине с мигалкой. Стрида очень маневренна.
Еще одной ошибкой, которую я допускал в первые дни езды, это попытка держать привычную скорость на привычных маршрутах. Стрида медленнее, ощутимо медленнее велосипедов с 26" и 28" колесами и тем более со спортивной геометрии. По компьютеру, городская скорость перемещения на не сильно пересеченной светофорами дороге падает примерно на треть. Я сразу оговорюсь, что речь идет не о плохом КПД, велосипед едет медленнее в силу передаточных отношений привода и размера колеса. При езде на комфортной скорости он требует сил ровно столько, сколько и обычный велосипед, простой тест с гибридом и MTB показал, что скорость они теряют со Стридой одинаково.
Петербург, если бы не 9,5 месяцев зимы, идеальный город для односкоростной Стриды, поскольку перепад высот в 30 метров на протяжении 2 километров, это максимум, который предлагает городской рельеф. Свои коррективы вносит ветер. Посадка на Стриде вертикальная, как на советских велосипедах типа Аист и быстрая езда навстречу сильному ветру выматывает довольно быстро. Поскольку геометрия велосипеда не предусматривает изменение посадки или другой хват, в недавние штормовые ветра я чувствовал себя как Грем Обри при попытке поставить первый часовой рекорд. Для поддержания приличной скорости вы ложитесь животом на руль- жердочку и старательно штурмуете невидимое препятствие. Было бы неправильным не отметить, что велосипед можно было сложить и поехать в метро или автобусе. Приятный бонус: после поездки туда, обычно бывает поездка обратно, а вот тут парусность только добавляет скорости. В какой-то момент мне казалось, что педали нужны только в качестве подставки под ноги.
Касательно скорости. Заявленные производителем 19км/ч на прямой хорошей дороге являются верными. Пульс при этом не превышает 110-115, что соответствует быстрой ходьбе. При езде через город, со всеми светофорами, пробками, перекрестками и невоспитанными собаками без намордника скорость составляет около 13-15 км/ч, что также весьма неплохой показатель.
Обычные городские препятствия, как бордюры и небольшие выбоины требуют особого внимания. Просвет между системой и дорогой у Стриды практически равен таковому у типичного гибрида или ATB (зависит от наличия амортизатора), т.е. около 15-20 сантиметров. Другие углы рамы и относительное положение осей колес и системы позволяют сказать, что при заезде на бордюр шансы зацепить системой камень равны (подъем переднего колеса на 20 сантиметров увеличивают просвет на 7-8 сантиметров и у MTB и у Стриды).
Но, нестандартная геометрия и диаметр колес приводят к тому, что при преодолении типичного 20 сантиметрового бордюра, перед моментом касания заднего колеса, на камень ложится сперва ремень(!) и подножка, а только затем, колесо, которое по инерции не может из-за малого диаметра заехать на бордюр. Бум! Аварийная остановка.
Судя по отсутствию соответствующего видео на Ютубе, где есть все безумные трюки, которые пытались проделать люди, банни-хоп (который, к слову, запрещен инструкцией) на Стриде тоже маловозможен. После нескольких подобных аварийных остановок ваше веломышление полностью меняется и вы, как беспокойная мать с коляской, за несколько десятков метров до перекрестка, начинаете судорожно искать глазами спасительный заезд на тротуар или просто игнорируете оный, предпочитая продолжить поездку по проезжей части.
Мелкие выбоины несут ожидаемые сложности. Из-за малого диаметра колеса Стрида заметно проваливается в каждую яму. Ливневые дорожки на мощеных тротуарах, которые появились в нашем городе благодаря железной воле губерматери, также не добавляют комфорта. Каждые 15 метров велосипед вздрагивает и норовит вильнуть в сторону. Тут, к слову сказать, возникает парадокс. Небольшие одиночные препятствия, как трещины или упомянутые водостоки, стоит преодолевать разгоняясь. Как я уже сказал, переднее колесо при резком увеличении скорости теряет контакт с землей и просто перелетает через препятствие, а задним оно отрабатывается как на обычном велосипеде.
В остальном, велосипед после езды в дождь, почти чист.
|
Поездка в дождливую погоду стала приятным сюрпризом. Штатные полнопрофильные крылья с задним брызговиком справляются с работой на пять баллов даже в дождь. Сликовый протектор покрышки не склонен разбрасывать грязь во все стороны, так что, если вас не обдаст машина, одежда станет не менее грязной, чем после обычной прогулки под дождем. Судя по следам на раме, часть воды с колес все-таки летит в стороны, в основном достается механике заднего колеса: тормозу, заднему шарниру рамы и втулке. Но, по сравнению с последствиями грязевой гонки, урон ничтожный. Кстати, мне не удалось вызвать проскальзывание ремня по шкиву, даже в дождливую погоду, даже при старательной езде в горку. Либо новый направляющий ролик хорошо справляется со своей работой, либо сказывается идеальное состояние новой трансмиссии и ремня.
Здесь стоит упомянуть работу тормозной системы: нареканий за две недели она почти не вызывала. Благодаря развесовке и длинной рулевой трубе с приличным углом, велосипед крайне неохотно поднимается при сильном торможении на переднее колесо, а мощности двух простых механических тормозов мне хватало всегда, даже в дождливую погоду. Единственный замеченный недостаток, когда в дождь колодки иногда неожиданно начинали задевать поверхность диска. Решалось легким нажатием на тормоза.
Перевозка в общественном транспорте не доставляет неудобств. Более того, за 8 поездок в метро и нескольких в пригородных поездах мне не приходилось платить за Стриду как за багаж. Складываем за несколько секунд под удивленными взглядами прохожих, берем жетон для прохода сквозь багажный турникет с воротцами, а не вертушкой и смело пересекаем границу. Минус: магнитный замок колес и фиксация труб дважды подводили и велосипед начинал во время транспортировки раскладываться. Версия "Стрида Мини" фиксируется вместе стрепом с липучкой, мне кажется, такой аксессуар будет нелишним и к старшей Стриде. На всякий случай.
Если выкинуть все мои проблемы с управлением на старте, Стрида оказалась интересным велосипедом. В городской среде, это оптимальное средство передвижения на дистанции до 12-15 километров. Другими словами, если вы не устаете от часовой пешей прогулки, не устанете вы и на Стриде, только покрытая дистанция окажется в несколько раз больше.
На Стриде не выходит агрессивная скоростная езда, велосипед под это просто не заточен, но при неторопливом перемещении из точки А в Б, она по комфорту даст фору многим ATB, которым, конечно, не самое место в городе. Прямая посадка обеспечивает хороший обзор, чистый ремень не пачкает одежду, а компактность позволяет с легкостью сменить вид транспорта, если погода станет для поездки полностью непригодной. Дома и в офисе велосипед можно буквально повесить на крючок: объем занимаемого места до смешного мал.
Если для российского города с неприсобленными для велосипедистов асфальтовыми дорогами нужен кандидат на лучшего коммьютера для ежедневной езды на относительно небольшие расстояния, я проголосую за Стриду. Не гнаться в пути за "тем самым парнем на шоссейнике в розовых трусах", оптимально выбирать маршрут, не брезгуя широкими тротуарами и набережными и ежедневный поход на работу в хорошей одежде или мелкие поездки становятся настоящим ожидаемым удовольствием.
Впрочем, идеальных велосипедов не бывает. Насколько Стрида была хороша в городе, настолько же она была некомфортна на грунтовых и загородных дорогах. Хотя эта часть теста по отношению к городскому складному велосипеду была нечестной, велосипед очевидно для этого не предназначен, удержаться было тяжело.
В финальной части на этой неделе: Стрида за городом, аксессуары, возможный апгрейд и общие выводы.
Часть третья
Все вопросы в форуме.
|