Неплохая и небезынтересная переводная
статья из нашего запаса подготовленных к публикации текстов: особенности современной
спортивной телеметрии.
Благодаря современным системам GPRS телеметрии установленным на велосипеды
некоторых гонщиков этого тура, фанаты TdF смогли воочию через ТВ и интернет отслеживать
физическое состояние кумиров: актуальный сердечный ритм и расход энергии. По мнению
обозревателей Cyclingnews, эта технология в скором времени станет определяющей
в разработке долговременных стратегий на крупных гонках.
В этом году было немало сравнений между Туром и Формулой 1. На острие аналогичные
проблемы с аэродинамикой и кропотливым выбором резины. Схожи и проблемы лидеров:
тотальное доминирование Армстронга в пелотоне и Шумахера на трассе.
Усиливает сходство и применение некоторыми командами телеметрических систем,
как это давно делается в машинах F1. Но на этом параллели заканчиваются. Телеметрия
F1 призвана помочь обслуживающей группе отслеживать состояние машины во время
гонки, когда телеметрия на Туре, физически существуя, в тактических целях не использовалась.
Пока.
Телеметрия в действии: пульс, скорость, мощность и каденс в онлайне
на телеэкране |
Пока шла речь о проекте немецких спутниковых каналов, предоставить зрителям
TV и сети возможность воочию отслеживать состояние некоторых гонщиков на трассе.
По мнению Рика Штерна (Ric Stern), эксперта компании Polar анализировавшего параметры
сердечного ритма (СР) гонщиков на трассе, момент когда на эту технологию обратят
внимания сами команды, совсем близок.
Что это такое?
Внимательные зрители нынешнего тура неоднократно спрашивали нас (ред. cyclingnews):
"Я видел странные черные сумки закрепленные под седлом некоторых гонщиков.
Это инструменты?". Подобные пеналы были установлены, например, на велосипеде
Серва Кнавена (Servais Knaven) из QuickStep. Это неверное предположение, а если
смотреть дальше, можно будет заметить, что система на велосипедах таких гонщиков
также необычна: это особая версия Shimano Dura-Ace SRM (мы
уже писали об этой технологии)
Система SRM это уникальный компьютер, позволяющий абсолютно точно рассчитывать
расход энергии велосипедиста на вращение системы, а особое расширение этого компьютера,
передатчик с антенной, устанавливаемый на руль или под седлом, может передавать
эту информацию в эфир.
С одной стороны, тренировки с учетом реального расхода энергии и сердечного
ритма общепринятая практика среди профессиональных команд. Собранная информация
по прошествию тренировки перерабатывается в графики, раскладывается по дням и
анализируется тренерами и врачами команды.
Но возможность получать такую информацию в реальном времени дает новые преимущества.
Внутри "черного ящика" находится GPRS модем, непрерывно транслирующий
информацию о каденсе, пульсе, энергии, скорости гонщика и персональном времени.
Конкретно передатчик SRM, способен работать на дистанции до 1000 метров от
ресивера. По итогам тура, телевизионным каналам удавалось снимать информацию с
датчиков больще 80% времени, это значительное время, которое можно увеличить до
100% установив приемные антенны во всех техничках.
К 13 этапу тура, датчики в разное время были замечены на велосипедах некоторых
гонщиков T-Mobile, Lampre, Gerolsteiner, Quick.Step, CSC и Discovery Channel.
Очевидно, что тренеры этих команд также были заинтересованы в апробировании новой
технологии.
GPRS-модем |
Вся информация с GPRS модемов стекалась на единый сайт гонки, откуда ее уже
забирал немецкий канал ARD для онлайновой трансляции и непосредственно сайт SRM.
Передатчик был разработан в сотрудничестве с T-Mobile, так что о надежности технических
решений сомневаться не приходитnся. Сами команды никак не отслеживали эту информацию
во время гонки, но забирали по результатам для дальнейшего анализа.
Избыточный вес от SRM составляет порядка 250 грамм, учитывая что многие байки
пелотона весят меньше положенных UCI 6.8 кило, использование этого компьютера
отличный способ привести велосипед в соответствие нормам.
Тактика
Гонщики, конечно, не болиды F1. Максимум что может сделать тренер для ускорения
своего визави на трассе, это просто на него наорать.
Но от систем телеметрии также есть определенная опосредованная польза. Они
предохраняют гонщика от избыточной траты сил, когда ощущаемая затрачиваемая энергия
кажется ниже чем реальные затраты. Гонщик может просто перегореть: телеметрия
подскажет тренеру когда стоит не рисковать, а сбавить темп, во избежание неприятностей.
Рик Штерн полагает, что системы телеметрии будут особенно востребованы в разделках.
Тренер сможет наблюдать за расходом энергии и основываясь на результатах соперников,
давать команду на ускорение или снижение общего темпа. Здесь есть еще момент психологии.
Когда гонщик начинает волноваться о своем положении в общем зачете или ходе гонки,
наблюдается нарушение работы сердечного ритма, что также можно сгладить, если
вести спортсмена по трассе на основании актуальных данных.
Очевидно также, что зная расход энергии, можно будет коррелировать рацион спортсмена
исходя из фактических, а не скалькулированных энергозатрат. Это особенно важно
на многодневках.
Ну и конечно телеметрия нужна для последующего анализа информации. Если лидер
прошел участок гонки с определенными затратами, очевидно, что спортсмен должен
подготовить себя пройти этот этап с превышением энергозатрат лидера прошлого года
и задача таким образом становится очевидной.
Виды телеметрии TdF
На этом туре были замечены три игрока современных телеметрических систем.
1. Тонометры Polar (в особом представлении не нуждаются)
2. Системы SRM
3. Втулки и колеса PowerTap
Компьютеры Polar измеряют пульс, скорость, каденс и высоту над уровнем моря.
SRM и Power Tap, дают аналогичную информацию (за исключением альтметра), а также
крайне важные данные по мощности и затратам энергии
Все три системы могут передавать информацию на компьютеры, PDA и, (только Polar)
на мобильные телефоны Nokia, но только находясь в непосредственной близости.
SRM и Polar могут быть расширены передатчиками, способными передавать информацию
до машин сопровождения по ходу гонки. Но передатчик, это второстепенная функция.
Все системы могут выводить данные на дисплеи, устанавливаемые на руль (как обычный
велокомпьютер).
Система SRM собственной разработки |
SRM устанавливает датчики мощности на 4 типа систем. Собственной разработки
SRM, 10-и скоростные Dura-Ace, Cannondale Hollowtech и новые Cannondale Carbon
созданные в сотрудничестве с FSA.
Датчик Power Tap устанавливается внутрь втулки, на базе которой можно собрать
в дальнейшем любое колесо. Исключения составляют, конечно, цельные карбоновые
аэроколеса как HED. Флойд Лэндис (Floyd Landis) из Phonak считает, что Power Tap
не уступает система SRM и Polar.
|