открыты с 2004 года

Совсем недавно

Реклама на Бироте


Статьи

Насколько Аэро является Аэро?
8 декабря 2008

Итак. Вы хотите ехать еще быстрее. И вы хотите знать, как потраченные на дорогое оборудование деньги влияют на экономию времени на дистанции. Проблема в том, что вы скорее всего уже окончательно запутались в тех цифрах и хвалебных отзывах компаний-производителей оборудования для тайм-триала. С чего стоит начать?

Давайте сведем проблему к одному простому вопросу. Каков будет ваш выигрыш от перехода с обычного шоссейного велосипеда, руля и шлема, на разделочную раму с аэрошлемом и лежаком? Именно так. Оставим в стороне колеса, покрышки и одежду. По условиям задачи, они меняться не будут.

Легко понять, что найти ответ на этот вопрос можно, другой вопрос, как это сделать, так как большинство из нас такими знаниями не обладают. К счастью, в веломире существуют такие люди как инженеры, чья работа как раз находить ответы на подобные вопросы.

Нам представилась замечательная возможность провести день в аэродинамической трубе A2 в компании инженера Specialized Марка Коти. Труба А2, младший брат AeroDYN, используется для тестирования небольших средств передвижения и велосипедов. Вдобавок, час аренды трубы стоит всего 390 долларов, а обслуживающие оборудование Майк Жиро и Дейв Салазар имеют непосредственный опыт тестирования велосипедов. И последний плюс. Собранные в трубе данные можно сразу сравнить, испытав велосипед на находящейся рядом кольцевой 2.3км трассе NASCAR Lowe’s Motor SpeedWay.

Для теста, Марк пригласил Натана О’Нейла. Натан, восьмикратный чемпион Австралии в тайм-триале и опытный гонщик, выступавший по всему миру за европейские и американские команды. В настоящий момент он находится под 15месячным баном (который заканчивается 12 ноября 2008 года), за употребление аппетитного супрессанта аппетита Фентермина. Как бы там не было, его способности, опыт гонщика и работы в аэродинамических трубах делают его идеальным тестером.

Как это было
Тестирование в аэродинамической трубе является промышленным стандартом при тестировании компонентов на аэродинамику. Для идеального результата, требуется велосипедист способный сохранять постоянную аэродинамическую посадку во время педалирования. Конечно, можно тестировать велосипед и без гонщика, но здравый смысл подсказывает, что наличие спортсмена слишком сильно влияет на результат. Помимо прочего, поскольку аэродинамика сильно меняется, тестирование необходимо проводить при разных углах набегающего ветра.

К сожалению, полностью боковой ветер невозможно сымитировать в аэродинамической трубе, поскольку велосипед зафиксирован на паре роликов.

Тестирование на открытом воздухе также имеет смысл, поскольку речь идет о реальных условиях. Хотя для подобных тестов требуется учитывать значительно большее количество факторов и такая работа отнимает уйму времени. Даже если в вашем распоряжении идеально ровная дорога, точное измерительное оборудование, как система SRM и мобильная метеостанция, слишком сильный естественный ветер внесет в результаты существенные коррективы, что приводит к ошибкам.

Гонка за 70 ваттами
В конце июля, Коти и его команда уже проводили серию сравнительных тестов классического шоссейного велосипеда Specialized Tarmac SL2 с колесами HED Bastogne и разделочного Specialized Transition с трехлопастными колесами HED3 Trispoke wheels и шлемом Specialized TT3.

В ходе тестирования, для точного результата, полученные в аэродинамической трубе данные сравнивались с уличными испытаниями на трассе Lowe’s Speedway и велодроме Ашвилья. В ходе испытаний гонщик несколько раз проезжал 1км и 10 мильную дистанции на постоянной скорости 40 км/ч. Тестерам исключительно повезло с погодой: общая погрешность уличных испытаний составила ничтожные 2%. Аналогичная ошибка для аэродинамической трубы не превысила 1%. Таким образом, тестирование на открытом пространстве подтвердило данные полученные в помещении.

Главный вывод уличного тестирования группы в июле. На средней скорости в 40км/ч, применение аэродинамических компонентов экономит гонщику от 60 до 70 ватт. Таким образом, когда для поддержания скорости в 40км/ч обычному велосипедисту необходима мощность в 280-290 ватт, полностью экипированный гонщик потратит всего 220 ватт. Что дает экономию в размере 22-24%. Другими словами, сев в аэродинамическую позицию на правильный велосипед, на каждом километре гонщик выигрывает дополнительные 9 секунд. 2 минуты и 14 секунд на отрезке в 16.1км. 5 минут 11 секунд в проехав 40 км. И уже совсем умопомрачительные 24 минуты и 58 секунд на зачетной дистанции Айронмэн в 180.2км. И еще одно сравнение. Замена велосипеда позволяет гонщику ехать на 4 км быстрее, при тех же энергозатратах.

В аэродинамической трубе экономия была еще более значительной: от 32 до 42%, в зависимости от угла ветра. Поскольку в реальных условиях потери велосипедиста от аэродинамического сопротивления составляют около 70%, 70% от 32-42% дают 22-29%, что весьма точно коррелирует с уличными 22-24%. Общее правило таково: чем сильнее угол лобового ветра отличается от направления гонщика, тем выше скорость. Эффект паруса в действии, если вы конечно сможете удерживать заданное направление.

Тестирование на трассе
Итак. Как нам подсчитать из чего состоит эта самая экономия 70 ватт? Что приходится на посадку, велосипед, щлем и колеса? Именно на эти вопросы мы и собирались ответить. Поскольку, на самом деле, влияние колес на скорость мы не тестировали, речь шла о делении примерно 60 ватт.

Тестирование Марк решил проводить на 5 конфигурациях.

  1. Шоссейный Tarmac SL2 | Шоссейный шлем SWorks | Обычный руль
  2. Шоссейный Tarmac SL2 | Шоссейный шлем SWorks | Обычный руль с лежаком
  3. Шоссейный Tarmac SL2 | Разделочный шлем TT2 | Обычный руль с лежаком
  4. Разделочный Transition | Шоссейный шлем SWorks | Разделочный лежак
  5. Разделочный Transition | Разделочный шлем TT2 | Разделочный лежак

Каждый раз велосипед комплектовался комплектом колес Roval, Натан ехал в облегающем костюме с короткими рукавами, теплыми перчатками с длинными пальцами и теплыми отдельными рукавами. Масса гонщика и велосипеда составляла 83 килограмма.

Все пять конфигураций тестировались на двух кругах (4.6 км) кольца Lowe’s Speedway на скорости максимально близкой к 40 км/ч. На следующий день, тест был повторен в аэродинамической трубе. В ходе каждого теста, Майк Жиро ехал по кольцу на велосипеде со скоростью 32 км/ч, с измерителем скорости и направления ветра.

Хотя это и было ясное и солнечное ноябрьское утро, погода была не самой идеальной. Мы могли учитывать влияние меняющейся температуры и влажности, но ветер вносил свои коррективы.

Конфигурацня Коэф. сопротивления Скорость (км/ч) Мощность (ватт)
1
0.310 40.1 306.6
2
0.267 40.27 268.6
3
0.256 40.38 261.0
4
0.264 40.17 262.9
5
0.230 40.05 229.0

В целом, хотя и не без ошибок, тенденция сохранялась: разница между шоссейной и полностью разделочной комплектацией составляла 77 ватт (около 25%). И как показали результаты, за половину этой экономии отвечала посадка. Что касается шлема, определить процент экономии из-за разных данных было сложнее. По нашим предварительным расчетам, разделочный велосипед с аэрошлемом должен для поддержания скорости 40 км/ч требовать 240 ватт, но не полученные в ходе тестов 263. Скорее всего, проблема была в калибрации системы SRM, чем ветре на трассе.

Тестирование в трубе
Тесты в трубе проводились под двумя углами (от 0 до 10 градусов). Приятная особенность выбранных конфигураций то, что мы имели два разных способа сравнения велосипедов и шлемов. Разница между разделочным и шоссейным шлемами составила 8.6 ватта или 9.4, в зависимости от типа прочих компонентов. Tarmac SL2 c лежаком и Transition показали 18.5 ватт и 19.3 соответственно. Применение лежака на шоссейной раме дало внушительные 29.4 ватта экономии, по сравнению с обычным рулем.

Конфигурацня Коэф. сопротивления Скорость при затратах 278 ватт (км/ч) Требуемая мощность для поддержания скорости в 40 км/ч (ватт)
1
0.3019

40.00

278.3

2
0.2662

41.65

248.9

3
0.2547

42.25

239.5

4
0.2427

42.90

229.6

5

0.2323

43.50

221.0

В ходе тестирования мы сэкономили 60 ватт. Июльские тексты показали 70 ватт, но поскольку в ходе того тестирования в максимальной конфигурации использовались аэродинамические колеса, мы полагаем, что разница в 10 ватт была достигнута именно за счет разных аэродинамических качеств Hed 3 Trispokes и Hed Bastogne. Поскольку различия между двумя сериями тестов заключались и в модели шлема и одежды, нам стоит быть осторожными в этом выводе: разница между аэродинамическими колесами дает дополнительные 10 ватт.

Ну и последнее. Попробуем переложить полученную экономию в ваттах на стоимость компонентов.

  Стоимость компонента в $ Стоимость 1 ватта
Лежак 100-1200 $3.30-$40
Аэродинамический шлем 75-230 $8.30-25.50
Разделочная рама 1000-10,000+ $50-500
Разделочные колеса 600-8000 $60-800

Стоит ли овчинка выделки? Решать вам.

Источник: Даниил Кузнецов, перевод с CyclingNews
Перепечатке не подлежит
Обсудить в форуме





Сервисные руководства
DT Swiss
Shimano
Marzocchi
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Rock Shox
в самое ближайшее время!
в самое ближайшее время!
Formula
Hope
в самое ближайшее время!
Magura
Далее по списку в порядке пополнения

Технологии


Œ
Тексты Инструкции Фотоистория Архив велокаталогов Ремонт велосипедов Велоинтернет О сайте Форум Œ
© Birota 2002-2007
Пишите по всем вопросам
Яндекс цитирования ????????????? ?????? VVV.RU Rambler's Top100