С велосипедом этот робот может делать
почти всё, что полагается. Поехать вперёд, назад, сохранять на нём равновесие,
стоя на месте. Не способен электромеханический наездник, в общем-то, только на
две вещи: он не может с велосипеда упасть и слезть.
То, что не падает – это, конечно, достойно восхищения. Но почему же это человекоподобное
не расстаётся со своим транспортным средством? А всё просто: робот и велосипед
– единое целое, и друг без друга этим маленьким созданиям не прожить – робот не
идёт, велосипед не едет.
Стало быть, "робот-велосипедист" для данного изделия не корректное
название. Да и не в катании на двухколёсном друге предназначение нашего "мальчика".
Он — "лицо" рекламной кампании, которая в этом году стартует на японских
телеэкранах. Продавать робот будет электронные компоненты, изготовленные его родителями
из фирмы Murata Manufacturing.
Эта компания начала усаживать робота на велосипед ещё в 1990-х годах, но успех
был переменным, напрямую зависящим от возможностей фирменных продуктов: конденсаторов,
фильтров, резонаторов, изоляторов, разнообразных датчиков-сенсоров и тому подобного.
Прорыва удалось добиться в 2003 году, когда Murata разработала пьезоэлектрический
гироскоп Gyrostar — именно это устройство представляла ранняя версия "велосипедиста"
на выставке ROBODEX 2004.
Gyrostar очень компактный, его размеры 12,2 x 7,0 x 2,6 миллиметра, вес 0,4
грамма. Такие параметры не мешают датчику обнаруживать угловую скорость и использоваться
для определения положения объекта в движении и управления этим его положением.
На ROBODEX 2004 "велосипедист" чувствовал себя не так
уверенно, как сейчас, и выглядел немного иначе |
Точнее, управлением занимается компьютер, получающий от Gyrostar и других датчиков
Murata данные по беспроводной связи. В реальном мире Gyrostar может применяться
для выявления вибрации и стабилизации видеокамеры во время съёмки, распознавания
движения надеваемых на голову дисплеев, а также других устройств позиционирования
и, конечно же, для оказания помощи роботам.
Причём "велосипедист" — не единственный робот, имеющий Gyrostar.
Среди машин встречаются и гуманоиды-ходоки, и боты-скалолазы. Должно быть, в Murata
Manufacturing прекрасно понимают, что на витрине или выставочном стенде датчики
выглядят, по меньшей мере, скучно, а потому внимания не привлекают.
Другое дело, когда инновационные компоненты потенциальные покупатели и публика
могут видеть в деле – в притягивающем взгляды изделии.
Так и случилось с "роботом-байкером", названным "Murata Boy"
(другие имена "Seisaku Murata" и "Murata Seisaku-kun"). Гонщик
ростом 50 сантиметров и весом 5 килограммов был показан на выставке CEATEC Japan
2005 и имел шумный успех. Ещё бы: робот проезжал по мостику шириной 2 сантиметра,
нарезал круги по полу, одинаково ловко ехал как вперёд, так и назад со скоростью
около 2 километров в час, останавливался и — о чудо — не падал.
В общем, андроид с работой рекламного агента справился блестяще!
|