Как только начинается Протур, новостной
поток по новинкам 2007 года преврашается в реку, которую, мы, к сожалению, пока
не можем охватить. Оставим в стороне прошедший слив компонентов Shimano - он не
так интересен без фотографий XTR (не будем дублировать слухи:-), но рассмотрим
поподробнее нечто действительно любопытное с сайта CyclingNews и CyclingTime.
Пока SRAM робко тестирует свою первую механическую шоссейную трансмиссию, профессиональный
велофотограф Макото Айано (Makoto Ayano) работающий на Париж-Ницца для сайта CyclingTime,
сделал несколько прелюбопытных снимков компонентов, найденных на велосипеде Ронни
Шольтца из Герольштайнер. Пояснений не требуется: это рабочий прототип электронной
трансмиссии. По всей видимости, если традиция экспериментировать с топовыми группами
в Шимано не нарушена, речь идет о грядущем пополнении в семействе Dura-Ace.
Разберем, с чем именно мы столкнулись. Что назыается электрической трансмиссией
в "общепринятом" смысле этого слова? Это проводная конструкция, где
роль источника энергии необходимой для переноса цепи переключателем играет не
трос, тянущийся до манетки, а соленоид, встроенный непосредственно в переключатель
и аккумулятор. Гонщику лишь необходимо нажать на кнопку, а дальше переключатель
сам знает, что от него требуется.
Крайне важный вопрос, зачем нужна электроника, где механика работает уже пол-столетия?
Ответ прост. Как ни странно это звучит, потенциальная надежность электроники выше
и она не делает сбоев. Преимущества такой трансмисии для фанатов загородной езды
не видны, но после 4 часов утомительных гор на этапе профессиональной многодневки,
картина меняется. Гонщик всегда сделает правильное переключение, цепь не соскочит
обратно или заклинит из-за ошибки вызванной усталостью. Более того, факт на который
мало кто обращает внимание: электронную трансмиссию потенциально можно регулировать
на лету, если переключение становится неустойчивым.
Электронная трансмиссия не новость в велоспорте, прототип Shimano как минимум
третий в этом ряду. Так, Campagnolo регулярно "светит"
своей экспериментальной карбоновой трансмиссией на гонках всех калибров, не так
давно с электроникой экспериментировала компания Mavic.
Итак, что можно подчерпнуть из этих снимков. Сразу обратим внимание - цепкий
объектив показывает множество огрехов в обработке (кроме заднего переключателя),
довольно топорный вид компонентов и полное отсутстие логотипов: рискнем предположить,
это не заводские сэмплы, а штучные лабораторные прототипы. Тем ни менее, они выдерживают
нагрузки гонщика Про Тура, а это уже серьезно.
Регулировка переключателей происходит классическими винтами, так что о подстройке
с помощью электроники на лету речь пока не идет, но дай бог Shimano запустить
серию в нынешнем виде.
Принципиально схема понятна и не отличается от таковой у Campagnolo: силовая
установка соленоид. В заднем переключателе он находится в увеличенном первом звене,
в переднем находится непосредственно над рамкой (серебристый корпус). Батарея
живет рядом с соленоидом переднего переключателя (черный блок). Провод идет по
разводке троса.
Обращает на себя внимание LCD дисплей с индикацией положения переключателей.
Вещь для профессионалов не столь важная, но потенциально дисплей можно будет использовать
как велокомпьютер (сейчас размер экрана явно недостаточен). Торчащие во все стороны
тросы, ура-ура!, теперь запрятаны под обмотку, что большой плюс, принимая в расчет
современную борьбу с сопротивлением воздуха.
Пока это все что можно сказать глядя на фотографии, но за этим направлением
мы будем следить очень пристально!
|