Почти все крупные производители любой продукции,
будь то колеса в сборе или трансмиссия, имеют один серьезный недостаток: в силу
их специфики, им крайне тяжело организовать производство штучных карбоновых или
легкосплавных продуктов. Причин несколько: необходимость создания нового производства,
высокая стоимость разработки, небольшой рынок сбыта относительно общих продаж
и проблемы реализации эффективного технологического процесса.
Прототип с Тура 2006 года |
|
Когда подвальное производство с печами и формами может себе позволить изготавливать
сотню сверхлегких карбоновых ободов в год, крупному производителю с налаженной
сетью дистрибьюции требуется подобных изделий тысяча, но как не крути, процесс
этот ручной и практически никак не ускоряем. Тем ни менее, растущая потребность
рынка в продуктах ручного изготовления заставляет все больше крупных игроков выходить
со своими новыми разработками.
Компания Mavic представила свой новый вилсет, а точнее его первые прототипы,
еще в феврале прошлого года. И надо сказать, компания сумела заинтриговать все
велосообщество. Ведь речь идет о штучном, изготавливаемом руками продукте класса
Lightweight: продукты действительно очень похожи! Смогла ли компания, член группы
Adidas-Mavic с многомиллионной капитализацией, столетним опытом, современным инженерным
отделом превзойти небольшое частное производство и выпустить что-то новое?
Разберем новинку. Полное название: Cosmic Carbone Ultimate (CCU), таким образом,
колесо добавляется на верхнюю ступень линейки Mavic Cosmic Carbone. Вес комплекта
1185 грамм, что очень далеко, несмотря на схожесть внешнего вида до вилсета от
Lightweight, который весит 920 грамм.
Передние и задние колеса собраны склеены на 20 карбоновых спицах. Интересная
деталь: левая сторона (обратная кассете) заднего колеса собрана в радиальной спицовке
и оснащена оригинальной системой натяжения спиц. Это, и корпус задней втулки,
единственный внешний компонент колеса зримо имеющий машинную обработку.
Как и вся серия Cosmic Carbone, вилсет Ultimate собран на высокопрофильных
карбоновых ободах, в данном случае высотой 40мм и шириной 21мм. Профиль ободов
со с кругленными углами прошел огонь, воду и аэродинамические трубы, по словам
компании, профиль обладает лучшей аэродинамикой, чем конкурент от Lightweight
(профиль ободов Lightweight почти треугольник).
Обод заднего колеса для лучшей развесовки и распределения натяжения спиц ассиметричен,
отклонение от оси составляет примерно 4-5мм. Ниппельное отверстие, тем ни менее,
выходит по оси обода.
Даже графика вилсета подчеркивает ручное происхождение колес. Как говорится,
на любителя, хотя, зная тягу компании к доведению внешнего вида своей продукции
до идеала, мы будем ожидать изменения внешнего вида колес в лучшую сторону.
Корпус передней втулки полностью сделан из карбона, по внешнему виду плетения
аналогичного применяемому при клейке обода. Тут мы натыкаемся уже на второе отличие
в аэродинамике от Lightweight: это не простой карбоновый тубус, для уменьшения
сопротивления воздуха, втулка Mavic сужена к центру.
На фотографии видно, что фланцы втулок приклеены к корпусу. Это нормальная
практика всех ручных производств: на фотографии видны попытки замазать перманентным
маркером следы клея и пены в швах. Подобные отметины мы видели также и на колесах
Lightweight. Другой вопрос, что колеса Lightweight выглядят более аккуратно. На
втулках Mavic видны ссадины и потеки швов.
Образец втулки Lightweight. Разница в качестве изготовления очевидна |
|
Однако, мы не сомневаемся, что идеальная финишная обработка CCU придет с опытом:-)
В отличие от своих конкурентов, задняя втулка финальной версии CCU сделана
полностью из алюминия. Это отличается от предсерийных образцов, которые испытывали
гонщики Cofidis на прошлом Туре, тогда втулка была сделана также из карбона. Можем
предположить, что выбор материала обусловлен системой натяжения спиц, нормальное
крепление для столь сложных спиц в карбоне реализовать довольно сложно.
Сторона противоположная кассете, как видно на фотографии, несет систему натяжения,
к стороне с кассетой спицы закреплены с помощью заглушки, которые прижимают ниппеля
спиц к телу втулки. Все просто, но выглядит, как и весь handmade, грубовато, на
наш взгляд.
Вся оснастка спиц сделана из латуни, этим и обусловлен белый цвет: никелирование.
Итоговое расстояние между фланцами заднего колеса, которое является синонимом
жесткости колеса в целом, 55 мм. Для сравнения, аналогичный показатель для всех
колес Lightweight составляет 58мм. Полная ширина фланцев 60мм.
Система крепления спиц на подобных колесах самая интересная часть, ярко показывающая,
почему такие колеса ВСЕГДА будут штучным продуктом. Они сделаны из ненаправленного
карбона, с дважды улучшенными показателями по растяжению по сравнению со стандартными
1.8мм круглыми спицами, при этом, их вес на 35% ниже. Метод крепления любопытен:
одним концом спица вклеивается в обод, затем оборачивается вокруг фланцев втулки
и возвращается другим концом также в обод, в соседнее гнездо. Процесс, прямо скажем,
не для масс.
На заднем колесе такая система крепления спиц использована только на одной
стороне втулки, той, что ближе к трансмиссии. Спицы противоположной стороны крепятся
по-другому: они также вклеиваются в обод а затем, привинчиваются к втулке с помощью
ниппеля, что дает возможность настраивать колесо.
Здесь мы немного прервемся и позволим себе объяснить, почему такая система
является особенной для колес с широкими ободами. Как правило, широкопрофильные
карбоновые обода не требуют исправления восьмерки, поскольку такие колеса в принципе
почти не подвержены этому дефекту в ходе работы. Почему? Во-первых, меньшее количество
спиц, которые либо вклеены, либо их ниппеля намертво закреплены с помощью спицевых
клеев. Во-вторых, сам обод, цельная и очень жесткая конструкция, в которой дефект
большой восьмерки (а схватить ее можно только при серьезной аварии или из-за внутреннего
дефекта) автоматически означает нарушение внутренней структуры, что ведет колесо
на помойку. Но также является фактом, что небольшое, в доли миллиметра биение
обода появляется еще на стадии сборки колеса, просто в силу несовершенства процесса
его создания и натяжения на заводе.
Таким образом, система Mavic нужна для точной подводки всей плоскости обода
под тормозные колодки, и для исправления микробиения колеса, которое неизбежно
присутствует, поскольку создается руками, пусть и в форме. Плюс, как бонус, возможность
затяжки спиц до максимума под тяжелым райдером. По словам видевших колеса в действии,
уровень натяжения спиц заднего колеса значительно превышает аналогичный для передних.
Суммируя. Сверхлегкие колеса Mavic, не просто любопытный эксперимент мирового
лидера, а попытка войти в единственную доселе для него закрытую нишу клееных сверхлегких
профессиональных шоссейных колес. Подобные модели являются частым выбором профессионалов
экстра-класса на горных этапах крупных многодневок, где так важен каждый грамм
на ободе при подъемах. Удался ли продукт? Время покажет!
Стоимость комплекта не меньше 2000 евро. Ориентировочное время появления на
рынке: осень этого года. В настоящий момент проходит финальное тестирование на
Туре, судя по всему, вилсет будет доступен только по предзаказу.
|