начало
статьи..
Переключение скоростей
Среди всех технических велоизобретений, возможно, лишь переключение скоростей
оказало какое-либо заметное влияние на среднюю скорость Тура. Почему так? Обратимся
к истории. Не считая нескольких пауз, скорость тура неумолимо росла: от 25 километров
в час на самом первом соревновании более ста лет назад, до нынешних 40 километров.
Все технологии применяемые при создании велосипеда невероятно менялись и совершенствовались
в течении всей истории Тура, хотя корреляция между ними и средней скоростью туманна.
В первую очередь, из-за самой гонки, маршрут и сложность которой меняется и увеличивается
каждый раз, сводя на нет все усилия конструкторов.
Так, средняя скорость росла до 1910 года, благодаря сокрашению средней дистанции
этапов и затем немного упала после увеличения общей длины маршрута с 4500 до 5000
километров. После Первой мировой войны, скорость тура снизилась еще на три километра
в час. "Заслуга" в этом принадлежит владельцу Тура Генри Дигранжу (Henri
Desgrange) который запретил всякое использование многоскоростных трансмиссий на
туре.
Gloria Wingnut: Типичная трансмиссия велосипеда
с Тура 20х годов. Гайка-барашек и звезды с обеих сторон. Обращаем внимание на
деревянные обода. |
Гонщики искали выход и компромисс был найден. Когда на всех прочих соревнованиях
тех лет использовались переключатели скоростей, типичный велосипед Тура 20х годов
оснащался задним колесом с двумя трещотками с двух сторон, на каждой из которых
устанавливалось по две звезды разного калибра (или 3 с одной стороны и 1 с противоположной
стороны). Такой велосипед требовал непременной остановки, съема и переустановки
колеса даже при выборе соседней звезды в наборе. Полностью ручной процесс. Конечно,
при выборе набора звезд с другой стороны колесо приходилось полностью снимать
и переворачивать, теряя драгоценные секунды. Для ускорения процесса, гонщики устанавливали
на колеса гайки-барашки, которые можно было затянуть руками. Стоит ли говорить,
каких усилий требовала переустановка колеса, на сводящем пальцы холоде альпийских
этапов?
Cambio Corsa: изощренная система переключения
скоростей от Тулио Кампаньоло. Требовала специальной рамы, но благодаря отсутствию
тросов, переключение происходило с помощью рукояток на перьях, была частым выбором
гонщиков на соревнованиях с плохим покрытием, как Париж-Рубэ. |
По легенде, идея изменить способ крепления колеса, пришла в
голову никому иному, как Тулио Кампаньоло (Tullio Campagnolo).
На замерзшем альпийском перевале, он, тогда еще молодой, подающий
надежды гонщик, державшийся в группе лидеров, сошел с дистанции
не сумев отвинтить примерзшее колесо. "Bisogno cambia qualcossa
de drio!": "Сзади пора что-то менять!" сказал Тулио
и через три года запатентовал ныне известный каждому велосипедисту
эксцентрик..
Первым, кто с пользой для себя использовал изобретение Кампаньоло на туре
стал итальянский спринтер Рафаэль Пако (Rafaelle Paco), выигравший 5 этапов тура
1931 года. Изобретение эксцентрика облегчило жизнь всем велосипедистам 30х, но
живет оно и поныне, став неотъемлемой частью любого современного колеса.
Переключатель Simplex: самый распространенный
переключатель на гоночных велосипедах конца 40х начала 50х. Пружина отталкивала
ролик вдоль кассеты, обратно он возвращался и удерживался простым натяжением троса.
Главный недостаток: слишком много щелей для грязи. |
Запрет на переключатели скоростей на Туре продолжался, несмотря на успешное
использование такого вида трансмиссий на всех прочих гонках. Тем ни менее, с сокращением
длины исключительно длинных этапов после 1926 года скорость опять подросла на
три километра, почти достигнув уровня двенадцатилетней давности.
Время параллелограмма
Изменения пришли в 1937 году. Дигранж сдался по давлением времени и наконец разрешил
использование автоматических трансмиссий. Это нововведение было отнюдь не инновацией,
поскольку переключатели использовались на Туре еще четверть века назад до запрета.
Возможно, Роджер Лапьеби выиграл тур 1937 года потому, что лучше владел техникой
переключения чем соперники? Как бы там ни было, время сэкономленное на вынужденных
остановках при замене передачи, вылилось в увеличении скорости на 1 километр в
час, и это не смотря на среднее увеличение продолжительности этапов на 5%. С появлением
полноценных многоскоростных трансмиссий на туре, средняя скорость его уже никогда
не опускалась ниже 31 километра в час.
Переключатель Ghinnini образца 41: прообраз GranSport.
Плечо с роликом использовалось как для натяжения, так и переключения передач одновременно.
Можно заметить, что в основе также лежит параллелограмм, удерживающий ролик в
горизонтальном положении относительно цепи. |
Все изменилось в 1951 году, когда Кампаньоло выпустил свой принципиально новый
переключатель Gran Sport, построенный на базе деформирующегося параллелограмма.
Он был точен, надежен, легок в обслуживании и не боялся грязи. Этот принцип стал
базовым для всех современных аналогичных устройств. С ним, Хуго Коблет (Hugo Koblet)
выиграл тур 1951 года, а упрочил позиции новой трансмиссии Фаусто Коппи (Fausto
Coppi), повторивший успех Хуго в следующем году (очевидно, на его велосипеде также
стояло устройство великого итальянца). 1952 год, кстати, был отмечен не только
фактом победы Коппи: он выиграл с самым большим со времен войны отрывом от своего
соперника Стэна Окерса 27 мин. 28 сек. и на этом туре впервые дебютировал новый
вид этапов, с горным финишем.
Campagnolo GranSport.
Самое заметное отличие от современных моделей, это направляющие ролики.
Тогда цепь скользила по переключателю. Позже, увеличение количества скоростей
потребовало от конструкторов увеличить точность позиционирования цепи и появились
ролики с зубьями.
|
И хотя Коппи был оснащен по последнему слову велотехники того времени, чудовищный
рельеф гонки того года снизил его скорость до 32 километров: прямое доказательство
того, что технологии не всегда "решают"...
Окончание
|