Не так давно, из европейской штаб-квартиры
Shimano к нам пришел релиз с описанием обновленной, представленной вне выставочного
графика Deore XT 2008. Новинку приурочили к юбилею группы Deore XT, которой в
текущем году исполняется 25 лет. Культовую для любого "горняка" группу
переработали по всем канонам XTR 970 - новые технологии становятся доступнее и
сулят нам небывалые преимущества. Как обычно, впрочем. Поскольку XT жалуют как
поклонники кросс-кантри, так и туризма (XT у многих сборщиков считается топовой
группой для туристических гибридов и MTB), новая версия XT на самом деле едина
в двух лицах. Отдельно гидравлическое предложение для фанатов MTB....
Мечта кросс-кантрийщика (кликабельно) |
... И поклонников комфортного туризма: тормозные рукоятки на выбор, система
с защитой штанины, привычный v-brake.
Мечта туриста (кликабельно) |
Что нового? В последнее время, стал до оскомины модным паршивый маркетинговый
прием, в котором какое-то обычное техническое решение или изменение называется
своей патентованной уникальной и непревзойденной схемой, обвешивается наукообразными
терминами и трейдмарками. Покрыли курки манеток резиной вместо пластика? Назовем
это Exclusive SuperGrip NoWet Technology TM, засунем описание этого мегаэксклюзивного
изменения на первые две страницы годового каталога разбавив текст невнятными графиками
демонстрирующими 50% улучшение сцепления пальцев с курками в сравнении с аналогами
конкурентов XYZ. Все крайне солидно, консюмеры в восторге, хотя за громким названием
живет лишь кусок резины вместо пластика. Будем считать этот параграф прелюдией
к разбору .Shimano Shadow Technology:-)
Слева XTR, справа новый XT. |
Shimano Shadow technology, это собирательное название для нескольких эволюционных
изменений в проектировании задних переключателей Shimano. Если кратко и по делу:
меньше выступает за раму, лучше натяжение цепи. Если по Shimano'вски: "главной
отличительной чертой новой группы XT является задний переключатель построенный
по схеме Shimano Shadow. Такой задний переключатель имеет тонкий профиль, что
минимизирует шанс повреждения переключателя от удара чем-либо на тропе.... Более
того, Shadow переключатель обладает повышенной вертикальной стабильностью и сдерживает
цепь от ударов по перьям рамы на каменистых тропах. Не стоит беспокоится о переключателе
на дороге, он будет по прежнему безупречно выполнчть свою работу"... Wow-фактор
в действии:-)
Правде в глаза: в плоскости велосипеда, переключатель, все-таки, как мы понимаем,
будет по прежнему выступать при работе на младщих звездах кассеты, причем не меньше
чем старые варианты. 2-3 мм. на работе с большими звездами конечно плюс, но..
см. выше. Улучшенное натяжение цепи, очевидно, обеспечивает новая усиленная пружина
лапки. Простая эволюция, которая еще неизвестно как скажется на качестве переключения
и время автономной работы без подстройки переключателя.
Задний переключатель наследует схему XTR, где несущим элементом шарнира является
алюминиевая пластина в форме буквы X. Как обычно обещают улучшенное переключение:-)
и множество вариантов исполнения (что плюс). Короткая и длинная лапка с Top-Normal
пружиной (спроектировано для лучшей работы с рапидфайерами XT) и вариант со средней
лапкой в исполнении Top-Normal и Low-Normal. На любой вкус, одним словом.
Вторым нововведением которое также продвигается за громким лейблом Servo Wave
system, стало сокрашение хода (скорость реакции) тормозных рукояток как гидравлической,
так и механической версии тормозных рукояток. Гидравлическую версию отличает улучшенная
передача усилия на колодки калипера, как результат, прирост силы сжатия составляет
заявленные 20%.
Небывалое дело - специализация компонентов на спорт-туризм в новой группе дошла
до того, что в XT2008 будет две версии тормозных рукояток, для спорта и комфортная
удлиненная туристическая версия.
Сам калипер не требует разборки при настройке - точная доводка колодок осуществляется
простым шестигранником, также настройке подлежит свободный ход рукоятки до сжатия
- скорость реакции. Двухпистонный тормоз живет в кованном едином калипере, колодки
синтетические или керамические. Жизненный цикл resin колодок увеличен в два раза,
плюс, жизнь колодок продлевает новый материал диска - дополнительные 10%. Конечно,
дизайн CenterLock, варианты диска в 160, 180 и 203 мм. Если заявленное правда,
небольшая тенденция производителя к увеличению срока службы своих компонентов
не может не радовать.
Переключатели новой группы существуют в двух вариантах - DualControl (механическая
и дисковая версии) и классический рапидфайер. Шимано позиционирует DC моноблоки
в комбинации с Low-Normal переключателям (RD-M770) для Кросс-Кантри и марафонов,
связку DC + TopNormal переключатели (RD-M771/RD-M772)для All-Mountain и Эндуро.
Слева XTR, справа новый XT. |
Новый-старый рапидфайер переключатель не оснащен столь полезной функцией MultiRelease
(переключение на несколько скоростей обоими курками), данная опция зарезервирована
для XTR 970 серии. Увы. Что нового - возможность установить манетки до или после
хомута тормозной рукоятки - по вкусу пользователя. .
Система группы без прорывов: классический горный набор звезд 44/33/22 и туристическо-гибридный
48/36/26. Исполнение, конечно, внешний картридж. Реанимация крепления Octalink
кажется уже почти невероятной.
Новинкой стало появление укрепленных втулок под 20мм ось XT с креплением диска
CenterLock. Обычные втулки для дисков и v-brake тормозов, конечно, в группе также
присутствуют. У дисковых втулок заявлено снижение веса на 50 грамм на комплект,
по сравнению с 760 серией XT. Поскольку речь идет о группе учитывающей пожелания
туристов, втулки будут выпускаться в вариантах 32 и 36 отверстий под спицы, в
двух цветах - классическое серебро и черный. Механизм трещетки построен по системе
нового XTR, что уменьшило свободный ход барабана.
Кассета полностью стальная (хромированные звезды), доступны наборы с диапазоном
11-32 и 11-34. Кассета 11-32 держит паук на 4 лапки, старший набор оснащается
5 лапковым пауком повышенной жесткости.
Передние переключатели также в ассортименте: версия с верхним хомутом, нижним,
каждый вариант в модификации для туризма. Суть отличия, в наклоненной плоскости,
в которой лежат регулировочные винты, что облечает, если верить релизу, настройку
переключателей в поле. Зачем нужно было городить такое количество версий, что
несомненно сказывается на цене группы, нам абсолютно непонятно.
Логотип XT также вернулся и на педали - теперь это SPD с индексом PD-M770.
Настройка мощности замка и грязезащищенность.
Ну и чтоб совсем заполнить все возможные ниши, XT 2008 включает в себя 2 вилсета,
для AllMountain-Enduro и Cross-Country. WH-M776 XT, дисковая версия версия для
All Mountain, с передней втулкой с 20мм осью. 24 круглые стальные 2мм спицы, UST
(возможность установки камерной резины сохранена), рекомендуемый размер покрышки
1.90-2.5 дюйма. Длина задней втулки 135мм. Вес сета - 2050 грамм, что не так уж
и мало. Релиз скромно добавляет: "а еще на колесах агрессивные наклейки на
ободах, красные ниппеля и красный ротор CenterLock .... для дизайна". Все
сказано до нас.
Кросс-кантрийный вилсет WH-M775 выпускается в дискомо и v-brake версии. 24
спицы тройного батирования 2.0-1.8-2.0, поддержка UST, размер покрышки 1.50-2.25
дюймов. Втулки по конструкции новый XT, кроме оппозитных фланцев, фирменных для
колес Shimano. Вес дискового комплекта 1680 грамм. V-brake версия отличается 20
сипцами на переднем колесе и весом 1670 грамм. Агрессивные стикеры и красные ниппеля
прилагаются.
Что с весом новых компонентов? Смотрим сводную таблицу..
|
Граммы |
Shift lever SL-M770 (pair) |
255 |
TOP SWING Front derailleur FD-M770 |
152 |
SHIMANO SHADOW rear derailleur RD-M772-SGS |
228 |
Crankset (44-32-22T) FC-M770 |
853 |
Cassette sprocket (11-34T) CS-M770 |
297 |
Wheel set for disc brake (20mm) WH-M776 |
2050 |
SPD pedals PD-M770 (pair) |
352 |
Disc brake lever BL-M775 (pair) |
128 |
Brake caliper BR-M775 (pair) |
223 |
Brake hose (800mm) SM-BH59 |
23 |
Rotor (160mm) SM-RT78 |
151 |
|
Весьма неплохо.
Суммируя увиденное.. Тенденция последних лет, неоправданное, на наш взгляд,
усложнение группы множеством подверсий классических компонентов, что будет смущать
как сборщиков, так и пользователей. Группа подходящая одновременно туристу и enduro-мученнику?
Это не укладывается в голове: целевая аудитория размыта.
В общем, осталось вернуть в группу подседельные штыри XT и анонсировать в следующем
году хардтейловую раму Shimano XT в разных ростовках. Получаем готовый продукт
для истинных фанатов марки.
Время появления на рынке: Июль 2007.
|