Те, кто давно следит за новостями на Бироте,
должно быть помнят необычный концепт рамы на основе IsoTruss, о котором мы
писали в далеком 2004 году. Сегодня в Калифорнии был представлен серийный
образец такой рамы, о котором мы не можем не рассказать поподробнее.
То, что начиналось как студенческий проект, сегодня может стать новой вехой
в проектировании велосипедных рам из композитов. Классическая схема предполагает
множество слоев карбоновой ткани и волокна, запеченные в форме. Такое "блюдо",
в принципе, практически исчерпало возможность дальнейшего развития. Меняется тип
волокна, геометрия рамы, благодаря компьютеру, все более учитывает особенности
материала, материал дешевеет. Технология входит в свой золотой век. Тайлер Эванс
тем временем предлагает конструкторам заглянуть в будущее и перейти к сложным
структурам, которые сулят легкость, небывалую прочность и невиданную доселе жесткость.
Какие преимущества IsoTruss по сравнению со сплошными композитными трубами?
Это не вес, поскольку нынешний продукт весит порядка 1250 грамм, что является
неплохим, но не рекордным весом. Главным плюсом разработчики называют жесткость
рамы и способность держать удары.
Структура IsoTruss такова, что даже если рама получит удар от которого будет
сломан один из элементов решетки, это не повлияет на ходовые характеристики рамы.
Но чтобы сделать это, нужно приложить немало усилий, поскольку свойства структуры
включают и способность эффективно распределять энергию от удара и не только..
Второй момент, то что рама благодаря IsoTruss не имеет ограничений по весу
райдера, что будет хорошей новостью для действительно тяжелых велосипедистов.
Вообще, чтобы понять откуда в этой раме заявляемые характеристики, стоит вспомнить
внутреннюю структуру скелета живого существа, который, обладая легкостью, одновременно
очень прочен, за счет пористой внутренней структуры. Проблема пока заключается
в том, что трехмерное позиционирование волокон материала штука в массовом производстве
крайне дорогостоящая, даже классическое выпекание рам во многом по-прежнему ручной
процесс.
Компания Delta 7 Sports, основанная Эвансом, в настоящий момент начинает выпуск
пока одного продукта, MTB рамы Arantix. Схема, как вы видите, осталась прежней.
Титановые соединения стали карбоновыми (из металла сделаны дропауты) сам велосипед
приобрел лоск законченного продукта. Проектирование всех карбоновых не IsoTruss
компонентов выполняет ClosedMold Composites, известная в велобизнесе созданием
технологического процесса OCLV для Трека.
Мы уже упомянули, что процесс изготовления труб ручной, как следствие, компания
планирует произвести в следующем году от 150 до 200 рам. Стоить, этот Aston Martin
от велостроения, будет скромные 7000 долларов, которые вы заплатите за 300 часов
работы американского рабочего.
Вопрос аэродинамики такой рамы по-прежнему остается открытым, поскольку производитель
отказывается убирать трубы под пластик. Мы наблюдали в свое время такую ситуацию
с карбоном, когда непременным условием были видимые слои карбона под лаком, на
радость первым владельцам. Сегодня карбон часто полностью спрятан по краской и
когда восторг и желание первых владельцев Arantix выделиться утихнет, IsoTruss
наверняка обернут слоем карбона, как для улучшения аэродинамики, так и просто
для удобства - представьте себе процедуру отмывания такой рамы после грязевой
гонки?:-) Единственный плюс: не нужно ломать голову, как развести троса!
|