Материалы, используемые для создания современных
рам, известны каждому неофиту от велосипеда: карбон на шоссейных и кантрийных
топовых рамах, алюминий на среднем кантрийном сегменте, сталь на гаражной экзотике
и китайском ширпотребе, магний и титан для тех, кому не по пути со всеми. Естественно,
когда мы говорим о новинках в материалах, мы не подразумеваем, открытие нового
элемента периодической системы Д.Менделеева специально для нужд велорынка, речь
идет о появлении новых методов обработки вышеперечисленных элементов и материалов.
Giant |
Расклад остался прежним. Ни новых популярных сплавов, ни новых революционных
видов волокна в следующем году восхищенный мир не увидит. В целом, если искать
тенденцию, речь идет о совершенствовании методов обработки. В алюминии, как мы
и предсказывали 3 года назад, настало время гидроформинговых труб.
Norco |
Еще годик, и приобрести хороший полноповесный кросс-кантрийный, Enduro или
Freeride велосипед с классической геометрией два треугольника из прямых труб,
будет реальной проблемой.
Например, так..
Или так..
Или даже так. Можно вспомнить, как какие-то три года назад, максимум, на что
шел производитель, это придание небольшого рельефа буквам логотипа!
Giant, RockMachine, GT, Norco, в общем, почти все производители повязанные
на крупных контрактных азиатских сварщиков, в топовых моделях используют возможности
гидроформинга на нынешний технический максимум. Что дает технология гидроформинга
вообще? Во-первых, внешний вид, это первое и главное для производителя, которому
нужно как-то убедить пользователей, что в модельном ряду происходят изменения
не только в цвете декалей, но и функциональные улучшения. В свое время, новым
был материал: повальный переход на алюминий. Затем ухищрения с баттингом, переменным
профилем, материалом. А теперь пришла мечта маркетолога: с помощью гидроформинга
можно коренным образом менять профиль велосипеда каждый год!
Второй аспект, это дизайн. За 100 лет велостроения, силуэт велосипеда, надо
сказать, порядком поднадоел, а тут дизайнерам дан карт-бланш. Причудливые формы
американских Швинн'ов 60х годов в Freeride? Теперь это стало возможным!
Третье и главное, для нас с вами, это возможность для инженера проектировать
раму не привязываясь к шаблонному каталогу готовых труб Kinesis или Giant. Полная
свобода для разработчика, который теперь волен создавать раму как считает наиболее
правильным. Другой вопрос, что реально пользоваться преимуществами технологий
будут считанные модели в линейке каждого производителя. Разработка полностью авторских
моделей дело крайне затратное, нестандартные формы для гидроформинга, предполагаем,
что тоже не копейку стоят. Так что ждем: типовых и похожих рам от всех крупнейших
производителей (разработанные на стороне) и с ними много рекламного шума, что
именно рама X от компании Y уникальна в своем роде. Нет правды:-)
В стане карбоновых производителей все спокойно. Карбон становится потихоньку
легче, форма его изощреннее, а единственный компонент, который нам кажется еше
не пробовали делать из карбона, это цепь:-)
Некоторые начинают экспериментировать с такой экзотикой как сотовые карбоновые
структуры. Одним из первых пионеров на этой выставке, был камерный итальянский
производитель FRM. О чем речь, если кратко. Для снижения веса, человечество придумало
создавать материалы полые внутри и имеющие определенную упорядоченную структуру.
Например, сотовый алюминий, который используют во всех hi-tech железках. От спутников,
до болидов формулы.
Относительно недавно, это поветрие перекинулось и на карбоновые структуры:
они легкие, прочные и могут быть изготовлены даже в гибкие маты. Использование
сотового карбона в велосипедах, аналогично таковому в уже упомянутой Формуле 1.
Основной объем структуры изготавливается из сот, когда карбоновая ткань просто
оборачивает материал, придавая эстетически приемлемый внешний вид и сглаживая
поверхность. Некоторые подробности можно почерпнуть на этой
странице (eng). Все компоненты с сотовой структурой FRM включены в особую
линейку сверхлегких компонентов FRM Black Hole.
На выставке было немало весовых или тюнингованных шоу-стопперов, естественно,
количество пластика в них зашкаливает. Вроде этого очередного монстра от безумных
англичан Poshbikes на базе китайского шасси Rebelion от Маркуса Шторка.
Как обычно было спилено все, что можно было спилить, установлены карбоновые
дисковые тормоза, звезды и все компоненты. Вес хардтейла порядка 5.7 килограммов.
|