Судя по всему, на многострадальные головы
велосипедистов скоро свалится новый стандарт. Фанатам всего ультра*, пора задуматься
о замене рамы, поскольку усилиями производителей привычные резьбовые чашки уходят
в небытие. Но это в скором, а пока нам остается наблюдать за процессом.
Немного истории. Идея компании Shimano с внешними чашками каретки, казалась
поначалу удачной. Увеличенный диаметр оси и как следствие жесткость, полная совместимость
со старыми рамами, большие и долговечные подшипники. Стандарт устранил все детские
проблемы ISIS и Octalink, был прост в установке и обслуживании, но имел один серьезный
недостаток. Q-фактор, расстояние между точками крепления педалей к шатунам, был
неприлично высок, на что жаловались немало профессиональных спортсменов, испытывающих
боли в коленях. Как следствие внешних чашек, изменилась и линия цепи, что создало
определенные проблемы при замене и апгрейде старых велосипедов.
Образец минимализма. Картридж для BB30 в исполнении FSA состоит
из 7 деталей. |
Обдумав ситуацию, год назад, инженеры Cannondale представили для обсуждения
новый открытый стандарт каретки: BB30. И на нашу голову, в нынешнем году, количество
производителей решивших поддержать инициативу Cannondale, составило десятки.
В новом стандарте нет ничего принципиально нового. От производителя рам, требуется
установить новую кареточную трубу, с внутренним диаметром 41.96мм. В нее впрессовываются
два промышленных подшипника, аналогично тому, как мы делаем на современных рулевых
колонках. Интегрированная в систему ось диаметром 30мм вставляется сквозь подшипники
и затягивается вторым шатуном. Все крайне просто, но абсолютно несовместимо с
нынешними рамами и системами.
BB30
на.. BMX |
Год назад, отдавая должное идее, скептики сомневались в широком и быстром распространении
этого стандарта. Требовалась широкая поддержка индустрии и полный отказ от уже
устоявшихся стандартов. Сегодня, среди ренегатов резьбовой классики, сплошь и
рядом знакомые имена: FSA (в следующем году, 7(!) моделей систем, Kona, Cannondale,
Van Dessel, BH, Jamis, Karibou, Titus, Storck, SRAM и т.д. И мы еще ждем Евробайка,
где число таких брендов несомненно должно вырасти.
BB30
в действии. Система буквально лежит на раме, как в старые добрые времена. |
Что-то нам подсказывает, что при такой скорости развития, этот стандарт имеет
все шансы стать единственным на рынке. Преимущества? Очень простая конструкция.
Низкий вес (30мм диаметр оси позволяет использовать алюминий). Универсальность.
Низкая цена и легкое обслуживание. Некоторые обозреватели идут дальше, и полагают,
что стандарт заточен под 68мм каретки, таким образом, привычные 73мм исчезнут.
Это ошибка, стоит взглянуть на спецификации
стандарта, где четко прописан вариант каретки BB30 для 73мм картриджей.
Еще важный момент, качество обработки. Забудьте о веломастерских, теперь каретку
необходимо будет готовить сразу на заводе, добиваясь идеального относительного
положения подшипников.
Нам же остается подождать еще года два и судьба стандарта будет решена окончательно.
Нами и.. производителями, конечно. Уже в следующем году, BB30 можно будет встретить
на шоссейных, горных, прогулочных, фрирайдных и BMX велосипедах.
P.S. Интересно, а что по этому поводу думают в Shimano?:-)
|