Приходится признать, что небольшие велопроизводители велосипедов "под заказ" потихоньку вымирают, уступая место типовой азиатской промышленности и крупным концернам. Новые технологии требуют новых вложений, нового способа проектирования, преданных покупателей и производственной базы, чем в сумме обладают очень немногие.
Крэйг Калфи (Craig Calfee) обладает всем вышеперечисленным и маниакальным увлечением к велоспорту. Его небольшая компания, расположенная в Калифорнии, успешно борется за место под солнцем уже 10 лет, заняв свою уникальную нишу по производству малосерийных Hi-End велосипедов, как для спортсменов, так и особой касты американских велосипедистов: велокурьеров.
С самого начала, сосредоточившись на экспериментах с карбоном, Крейг пришел к нескольким универсальным моделям, которые производятся с небольшими изменениями и по сей день, а масса частных клиентов дала обширное поле для экспериментов, как сверхлегкие карбоновые рекумбенты, тандемы и.. hi-end бамбуковые велосипеды.
Шоссейная модификация |
Несколько выполненных в 2005 для себя и друзей и велосипедов, завоевали нешуточную популярность и, вдохновленный успехом, Крейг решил создать отдельную серию рам, где все основные элементы сделаны из обработанного бамбука.
Бамбуковый велосипед, США, 1895 год. Стальные стыки и деревянные обода. |
История идет по кругу. Бамбук, легкий, чрезвычайно прочный материал, использовался как материал для труб еще в позапрошлом веке, а в бедных районах Азии, это даже сегодня не экзотика, а выход из положения. Проект Calfee Design любопытен подходом к задаче: что будет, если за производство возьмется действительно специалист своего дела с хорошей финансовой поддержкой? Конечно, произведение искусства, за которым выстраиваются очереди из клиентов.
Стык из конопляного волокна |
Процесс изготовления напоминает сборку бюджетной карбоновой рамы, с той только разницей, что трубы изготовлены из древесины. Обработанные, отобранные по цвету и узору, прокаленные бамбуковые трубки монтируют на станке и вклеивают в карбоновые заготовки. Температурная обработка не требуется, поскольку используются смолы холодного затвердевания. Как вариант, наполнителем стыков является не карбоновое, а конопляное волокно. Чуть менее прочно, но эстетическое удовольствие здесь выше функциональности. Все контактные точки и дропауты выполняются из металла, разводка для тросов, чтобы не снижать прочность, приклеена.
В результате получается очень впечатляющий велосипед, который, к удивлению, обладает и весьма неплохими ходовыми данными. Достаточно сказать, что разделочную версию этой рамы (а она выпускается в шоссейной, циклокроссовой, МТБ и разделочных геометриях) используют в соревнованиях серии Ironman.
Спейсер |
Для эстетов, раму дополняет деревянный держатель бачка (на этот раз, вишневое дерево, образец на фотографии с разделочным велосипедом) и карбоновые кольца рулевой.
Совсем фанаты, заходят еще дальше. Этот образец построен на базе трековой рамы, оснащен деревянными ободами и смертельно опасным для пешеходов рулем из рогов с техасской скотобойни. Велосипед может быть переделан под интегрированную трансмиссию или остаться синглспидов. Было бы желание.
Ввиду уникальности, однозначно решить, дорогое ли это удовольствие я не могу. Решайте сами: базовая стоимость рам в базовой комплектации 2700 до 3200, где за различные ухищрения и аксессуары можно доплатить еще тысячу. Все рамы покрываются 10 летней гарантией на отсутствие заводских дефектов. В любом случае, хороший ... дороже денег. Думаю, вы меня поняли:-)
P.S. Убедившись в жизнеспособности идеи, Крейг, совместно с "Институтом Земли", организовал проект по популяризации сверхбюджетных бамбуковых рам в беднейших районах Африки.
По его мнению, такие велосипеды обладают отличной грузоподъемностью и могут отчасти решить проблему малого транспорта. Почитайте, это любопытно. |