Кажется, что это было совсем недавно. Ставшая
уже классикой серия Dura-Ace 7800, в этом году празднует свое пятилетие. Эта первая
в мире шоссейная десятискоростная трансмиссия, стала на несколько лет своего рода
промышленным эталоном. Любой обзор шоссейных компонентов профессионального уровня,
обязательно рассматривался в сравнении c продукцией Shimano и никак не иначе.
Нынешней группе придется конкурировать с сразу двумя весьма серьезными соперниками:
шоссейной группой SRAM RED и пока секретным предложением от Campagnolo. Все три
группы, практически ровесники. Все используют сверхлегкие материалы и перешагивают
через рубеж в 2000 грамм. Задача перед инженерами стояла титаническая: сделать
лучше, чем было, лучшем чем у всех сейчас и в обозримом будущем.
Новинки Shimano принято встречать по дизайну. Как обычно, работа выполнена
на 5 баллов: трансмиссию невозможно спутать, каждый компонент выполнен с вниманием
к мельчайшим деталям. Новое двухцветное покрытие, в стиле XTR 970, несомненно,
завоюет множество поклонников.
Система
Крайне дорогая карбоновая система Dura-Ace 7800, судя по всему, так и
останется пока одиночным экспериментом.
Новая система, это привычный полый алюминиевый шатун по проверенной десятилетиями
и доведенной до идеала технологии холодной ковки. Вес практически не изменился,
но вот и без того превосходная жесткость, выросла на заметные 20%. Главное нововведение,
новая полая звезда, также повышенной жесткости, сделанная по технологии все той
же холодной ковки, как и система.
Толщина новой звезды хорошо видна при установке на тонкий паук.
В данном случае, SRM. |
Сомневаемся, что эти улучшения будут замечены любителями, но профессионал,
выкладывающий на дороге 350 ватт, разницу почувствует.
В линейке ожидаемое пополнение: системы Dura-Ace будут выпускаться и в компактной
версии. Набор: 50/34 грамма. Обычные наборы, заявлены во множество вариантов:
53/42, 52/39, 53/39, 54/42, 55/42 и 56/44 зубьев. Выбор длины шатунов, обещается
огромный: от 165 до 180мм, с шагом в 2.5мм. Хотя мы сомневаемся, что на рынке
можно будет приобрести что-либо выходящее за классические пределы 172.5-177.5мм.
Пистолеты
Все что говорили слухи, оказалось правдой. Пистолеты получили новую форму, кабеля
можно спрятать под оплетку, оснастка крепления к рулю сделана из титана, а тормозные
рукоятки, невероятно, но сделаны из карбона. .Как результат: минус 40 грамм. Заявленный
вес комплекта: 370 грамм.
Шаг рычага до начала переключения сократился на 20%. По заверению инженеров,
переключает даже лучше чем было.
Группа покрывает нужды всех потенциальных покупателей. Мы не только получили
переключатели для разделочных рулей, но даже классические переключатели для крепления
на раму! Кто конкретно будет их покупателем, мы пока затрудняемся сказать. Кстати,
Flight Deck с альтиметром и монитором сердечного ритма, оказался не уткой и действительно
поступит в продажу вместе с группой.
Цепь.
Новая цепь построена по последней велосипедной моде. Полые оси, внешние пластины
с отверстиями и ассиметричные звенья. CN-7900 первая цепь Shimano, имеющая замок
(master link).
Для традиционалистов, осталась возможность склепать цепь с помощью сменной
оси. Мы же с нетерпением ожидаем появления 9-и скоростной версии. Вес: 262 грамма,
что всего на 18 грамм легче не самой легкой цепи Dura-Ace 7800. Думается, что
вопрос надежности, здесь стоял впереди желания снизить вес.
Задний переключатель
Карбоновая лапка и карбоновый ролик - 16 грамм долой. Новый переключатель весит
всего 166 грамм и способен работать со звездами в 28 зубьев.
Кстати, слухи про новый pull ratio подтвердились. Переключатель теперь требует
меньше кропотливой настройки, что устраняет былое преимущество SRAM RED. Но..
Прощай обратная совместимость в каком-либо виде.
Передний переключатель
Эволюционные улучшения тут и сям: меньше вес, более широкая рамка, переключение
теперь требует меньших усилий, и отсутствие необходимости подстраивать тримминг.
Еще один камень в огород SRAM. Вес новинки, всего 68 грамм. Конечно, также
новый pull ratio.
Втулки
Конусные подшипники, как продолжает уверять нас в рекламных буклетах
Shimano, по-прежнему лучший способ сделать самую лучшую втулку на планете.
Во втулках серии 7900 мы по прежнему столкнемся с знакомой насыпной конструкцией
с небольшим усовершенствованием: регулировку конусов можно выполнить обычными
шестигранниками.
В остальном, почти без изменений: титановая трещотка, и алюминиевый корпус.
Тормоза
Эволюционные улучшения по всем параметрам. Сниженный вес, увеличившаяся мощность
и чувствительность.
Новые колодки вдвое лучше работают в дождь и на 20% лучше на сухой дороге.
В общем и целом, лучшие профессиональные тормоза, по мнению многих гонщиков, поднимают
планку еще выше. Вес комплекта снижен на 30 грамм.
Кассета
В целом, кассета практически не претерпела изменений.
Знакомая схема с алюминиевым пауком и четырьмя старшими титановыми звездами.
Форма звезд немного изменилась, что призвано улучшить переключение.
Количество комбинаций звезд удовлетворит любого спортсмена: 11-21, 11-23,
11-25, 11-27, 11-28, 12-23, 12-25 и 12-27. Вес снижен в среднем на 10 грамм.
Итого
При размышлении, становится очевидно, что задача инженеров была не обойти конкурентов,
а лишь реализовать в новинке все существующие технические преимущества последних.
В первую очередь, речь идет о SRAM RED, поскольку Campagnolo в силу размера и
мощностей уже давно не может составить какой-либо серьезной конкуренции индустриальному
гиганту.
В целом и так безупречная трансмиссия была модернизирована согласно духу времени.
Она стала чуть легче, еще лучше в некоторых аспектах надежности и работы и проще
в управлении. Практически полное отсутствие карбона (достаточно сравнить группу
с нынешним Campagnolo Record) и по-прежнему не самые лучшие весовые характеристики,
делают эту группу все больше ориентированной на нужды профессионалов. Здесь вес
не главное, велосипед гонщика про-тура уже давно выходит за лимиты UCI, но важна
долговечность, прочность и надежность.
Похоже, что маркетологи Shimano уверены в своей продукции и генеральной линии.
На фоне массового помешательства на карбоне и облегченных компонентах, позиция
компании нам импонирует. Другой вопрос, что выберут покупатели?
В любом случае, еще не лег на стол козырной туз Shimano. Электронная трансмиссия,
как нам кажется, это тот самый супер-инновационный продукт, которого ждут все
фанаты сверхтехнологичных железок, далекие от большого велоспорта. Какое бы количество
карбона, магния и титана не было в продукции конкурентов, круче возможности переключения
скоростей простой кнопкой, индустрия пока не придумала.
P.S. Похоже, у Shimano вышел лимит индексов для Dura-Ace. 7900 это предел.
Что дальше?:-)
|