Почти год назад, на шоу Interbike 2007,
был показан прототип MTB с необычным для велосипеда типом привода. Вместо цепи,
на камерном сиглспиде от Spot Bikes был установлен ременный привод на базе шевронного
(зубчатого) ремня.
У хардкорного шоссейника или кросс-кантрийщика, такая идея, кроме ухмылки и
характерного жеста у виска, другой реакции не вызовет. Тем ни менее, в этом году,
очень похожий тип привода на базе ремня от Gates Corporation, можно найти сразу
на двух ситибайках от Trek Bicycles: Soho и District. Откуда дует ветер? Давайте
разберемся..
Ременный привод совсем не так плох, как может показаться. Он бесшумен, легок,
его не надо смазывать, ремень имеет очень высокий постоянный КПД (порядка 98%),
он надежен и весьма и весьма прочен. Современная шевронная лента (на ремне шефронного
типа, на внутренней стороне имеется рисунок в виде острых ребер) не проскальзывает,
не слетает и ее применяют на самых современных двигателях. Как не крути, с появлением
современных полимеров сложные многокомпонентные ремни с кевларовым волокном уже
очень далеко ушли от своих кожаных собратьев со швейных машинок "общества
Зингер". Скорость работы ленты в некоторых устройствах достигает 250 км/ч
и ее уже много лет ставят на снегоходы и мотоциклы.
Победоносное шествие ременного привода на велосипедах останавливает дикий разброс
в условиях, при которых мы эксплуатируем велосипеды. Для оптимальной работы, ремень
должен сохранять постоянную эластичность и быть умеренно натянутым. Езда на байке
в России означает температурный перепад от -20 до +40 в тени. С падением температуры
снижается эластичность и следовательно падает КПД. Это не проблема для продукции
Gates, но с грязью,
увы, ремень справиться не может. Липкая глина умеет блокировать даже колесо, а
уж мелкие отверстия шкивов окажутся забитыми через секунды.
Второй момент, это невозможность использовать ленту на нынешнем дизайне трансмиссии.
Во-первых, лента не имеет замков. Поэтому новые велосипеды Trek имеют особую разъемную
конструкцию перьев. Во-вторых, устанавливая ленту, стоит попрощаться со всеми
драгоценными переключателями и перейти всем миром на планетарные втулки. Это проблема.
С другой стороны, если расположить шкив втулки с внешней стороны рамы, мы можем
забыть как страшный сон понятие "зонт" заднего колеса. Это неплохо.
Популярный складной сити-байк Стрида
Обладателю городского коммьютера ременный привод подходит наилучшим образом.
Грязи нет, смазывать не надо, не шумит и при наличии хорошего крыла не пытается
зажевать или испачкать брючину, а пробег, невероятные 70 000 км! Опыт успешного
использования и немалая популярность складных велосипедов Strida
(также построенных вокруг ременной передачи), доказывает жизнеспособность этой
идеи.
Что дальше? Или со временем ремень найдет свое повсеместное применение на ситибайках
всех основных производителей (мы не видим причин против), или, умные ребята из
компании SRAM (дикие эксперименты это их удел), сделают полностью закрытую от
грязи ременную трансмиссию с планетарной втулкой для эндуро или фрирайда и мы
начнем наше долгое прощание с цепью. Не жалко.
Источник: Даниил Кузнецов для birota.ru
По материалам: Trek, Gizmodo, Wiki, Bicycle Design Обсуждаем в форуме