В маленьком европейском
городе, может быть только одна причина, по которой велосипед не
является основным городским видом транспорта. Это рельеф. Согласитесь,
что тяжело ожидать от 40-летней женщины любви к апхиллу на стальном
односкоростном крокодиле 30-и летней давности.
Норвежский Трондхейм относится как раз к классу таких городов.
Население в 150 тысяч и переменный рельеф от 0 до 600 метров над
уровнем моря. Исторический и административный центр города находится
внизу, когда основные жилые кварталы располагаются вокруг центра
на естественных терассах.
В рамках программы по популяризации велосипеда, в 1993 году
муниципалитет выделил деньги на строительство экспериментального
лифта для велосипедистов. Новую линию этого необычного городского
транспорта проложили по весьма оживленной улице, связывающей университетский
городок и центр города.
Принцип действия лифта прост. Педаль-ступенька закреплена на
тросе. Автомат активируется картой. Велосипедист упирается ногой
в педаль которая начинает толкать вас вверх по склону со скоростью
2 метра в секунду.
Длина маршрута, всего 130 метров, уклон 20 градусов. Без лишнего
напряжения и пота через минуту велосипедист оказывается наверху.
Чтобы избежать резкого рывка, в механизм педали встроен гидравлический
амортизатор, так что пользоваться приспособлением могут и пожилые
велосипедисты, хотя статистика показывает, что больше половины
пользователей, студенты местного университета.
Педали-ступени расположены с шагом в 20 метров, таким образом
лифт может поднимать одновременно до 6 велосипедистов. Впрочем,
воспользоваться бесплатной педалью не удастся. Педаль выходит
на поверхность только после оплаты. В противном случае, продолжает
движение в сложенном виде внутри механизма. Пропускная способность
при полной загрузке, порядка 360 велосипедистов в час. Работу
лифта обеспечивает 6 кВт двигатель.
Принципиально лифт можно установить на любом склоне с уклоном
от 10 до 20%, технически, линия может даже поворачивать, при условии,
что радиус поворота будет составлять не менее 25 метров.
К сожалению, за 15 лет лифт так и остался экспериментом и достопримечательностью
для туристов, возможно, единственной в своем роде. За время своего
существования лифт перевез более 220 000 тысяч человек и более
2500 являются сегодня постоянными владельцами карт, но лишь в
середине 2008 года администрация города предложила построить еще
три подобных устройства на улицах с самым большим уклоном
|