Что будет, если в ходе гонки ваша новейшая
хай-энд веложелезка, купленная по максимальной скидке в интернет-магазине на другой
стороне планеты, сломалась к чертям на первой же гонке или тренировке?
В лучшем случае, вы выступите с разгромной критикой продукта на нашем форуме
или просто махнете рукой, решив в очередной раз не ставить на велосипед компоненты
выше Deore. Расклад меняется, если вы работаете выпускающим редактором для одного
из лучших веложурналов планеты.
Все началось с того момента, когда в конце мая, Бен Делани, редактор проекта
VeloNews, поставил на свой Specialized Tarmac свежий комплект многострадальных
колес Mavic R-Sys и выехал на гонку. Уже через некоторое время, при входе в поворот
на скорости под 40 км в час, Бен неожиданно почувствовал проблемы с контролем
велосипеда, попытался восстановить равновесие, но уже через секунду ушел головой
вперед, встретился с асфальтом и сломал ключицу. По словам очевидцев, карбоновые
спицы переднего колеса буквально взорвались под гонщиком.
Колеса R-Sys Tracomp, одно из самых пестуемых детищ компании Manufacture d'Articles
Velocipediques Idoux et Chanel, похоже получили очередной серьезный удар по своей
рыночной репутации. Представленные
публике аккурат 2 года назад и заявленные не иначе как "3-е поколение
велоколес", они почти сразу вызвали неоднозначную реакцию. Высокая жесткость
одновременно сочеталась с феноменальным для колес такого уровня аэродинамическим
сопротивлением толстых карбоновых спиц, а стоимость вилсета переваливала за 1000
евро. Яркая презентация, в ходе которой всем пришедшим журналистам были розданы
именные вилсеты и грамотный маркетинг худо-бедно раскачали продажи.
Первое поколение ломалось достаточно часто, чтобы успеть попасть
в объектив фотографов. На фотографии Карл Менци после столкновения: колесо вдребезги.
Фотография Грэхема Ватсона |
Как оказалось позже, у колес был один чрезвычайно опасный конструктивный дефект
спиц, которые, при сильных ударах или при езде в тесном в пелотоне, где в спицы
могла попасть педать соседа, просто лопались. В отличие от классических колес
со стальными спицами, поломка одной карбоновой спицы, как правило, приводила к
моментальному разрушению всего колеса.
Количество поломок росло и от греха подальше компания объявила в январе этого
года добровольный отзыв всех выпущенных
колес с последующим обменом на модернизированную версию. Чтобы сгладить негативную
реакцию, на время замены всем велосипедистам дарился комплект Аксиумов. Красивый
жест, но "осадок остался".
Нынешнее происшествие может стать для R-SYS фатальным, ведь речь идет о поломке
уже модернизированной версии! В первом поколении R-SYS использовались круглые
спицы из однонаправленного карбонового волокна. Модернизированная версия (имеющая
три серебристые полоски на спице) имеет дополнительную оболочку из плетеного карбонового
волокна и кевларовые струны, которые должны по идее удержать спицу в целости,
в случае ее поломки. На фотографии хорошо видно, что кевлар (желтые нити) спицы
не спас и колесо полностью разрушилось. Стоит отметить, что процесс изготовления
трубок из карбона, в отличие от ручной клейки рам, легко механизируем, что позволяет
добиться одинаковых характеристик среди всего выпуска.
Метка, показывающая второе поколение колес. |
Шум в прессе и велоблогосфере после падения Делани поднялся неимоверный, на
место выехала бригада техников Mavic. Делани посчитал делом чести найти всех возможных
свидетелей происшествия, которые в один голос утверждали, что падение произошло
внезапно и этому не предшествовали какие-либо столкновения. Сам он придерживается
аналогичной точки зрения - колесо разрушилось самостоятельно. Что характерно,
после получения колеса, компания не стала объявлять отзыв или публично попросить
владельцев приостановить использование колес, чем заслужила немало нелестных реплик
в свой адрес.
Спустя две недели компания опубликовала свой предварительный отчет о поломке.
Как оказалось, компания по-прежнему (пока:-) верит в R-SYS. Приведем краткие выдержки.
".. Сотрудники компании Mavic давно являются поклонниками профессиональной
журналистской команды VeloNews и ценят их вклад в популяризацию велоспорта. Тем
не менее, нам кажется, что недавняя
статья мистера Делани и его выводы о причинах падения слишком поспешны и не
учитывают всех подробностей произошедшего.
Колеса Mavic R-SYS построенные по технологии Tracomp, продукт кропотливой лабораторной
работы, с успехом прошедший полевые испытания и гонки Про Тура. Все проведенные
тесты доказывают безопасность колес R-SYS.
В случае аварии, карбон ведет себя отлично от стали или алюминия. Cтоит помнить,
что если приложить достаточное усилие, все компоненты можно сломать.
Компания Mavic имеет все основания предполагать, что причина происшествия
по-прежнему не известна. Мы располагаем несколькими фактами, указывающими на то,
что потенциальная причина падения была вызвана не первоначальной поломкой колеса.
Предварительный осмотр велосипеда.
Команда инженеров Mavic увидела следующее.
- переднее колесо R-SYS приобрело овальную форму, все спицы были сломаны.
- покрышка была отделена от колеса.
- ниппель камеры был сорван.
- верхняя труба переднего треугольника рамы была сломана.
Покрышка, камера и рама не являются продуктами Mavic.
Колеса
Факт. На поверхности втулки мы не обнаружили каких-либо значительных повреждений
или царапин, аналогичное можно сказать и о рычаге эксцентрика.
Предварительный вывод: Если бы спицы колеса просто выпали из обода во время
езды, вилка должна была бы упасть вниз с зажатой втулкой. В таком случае, на втулке
должны были остаться следы сильного удара, которые отсутствуют.
Покрышка
Факт. На фотографии ясно видно, что покрышка отделилась от обода. Покрышка была
клинчерной.
Предварительный вывод. Соскочившая покрышка или прокол могли вызвать потерю
контроля над велосипедом, в результате чего и произошло падение с последующей
поломкой колеса. 26 мая технический отдел Mavic запросил господина Делани предоставить
покрышку для независимой экспертизы в Бельгии. Покрышка пока была не получена,
очевидно, она пока на пути к нам.
Камера
Факт. Ниппель отсутствует, что ясно видно на фотографии.
Предварительный вывод. Потеря ниппеля, как правило, происходит в ситуации,
когда покрышка сдвигается или соскакивает с обода. Разная скорость вращения обода
и покрышки срезает ниппель. Чтобы это произошло, необходимо условие, в котором
целостность колеса еще не нарушена (обод зафиксирован к втулке спицами).
Рама
Факт. Рама велосипеда сделана из карбона. Верхняя труба рамы сломана. Карбоновая
вилка не сломана и не имеет каких-либо следов удара или царапин.
Предварительный вывод. Если поломка рамы произошла до поломки колеса, это могло
послужить причиной, вызвавшей падение. В случае, если разрушение колеса произошло
перед поломкой рамы, следовало бы ожидать следов повреждения вилки лопнувшими
спицами и колесом.
Вывод
Выяснение реальной причины падения и детальное понимание всех процессов по времени
является в настоящий момент нашей приоритетной целью.
Мы со всей серьезностью относимся к произошедшему и расследование причин поломки
колеса, покрышки, камеры или рамы будет продолжено. В настоящий момент мы видим
несколько ключевых моментов, которые указывают, что поломка могла произойти не
по причине поломки колеса".
В общем, не все однозначно. Расследование причин поломки, настоящая детективная
история, на кону, десятки миллионов долларов и перспективный продукт, который
может стать очередным громким провалом Mavic. Будем следить на новостями.
|