Если внимательно просмотреть
заголовки новостных велосайтов за последние 6 месяцев, то будет
заметна любопытная тенденция: непривычно большое количество новостей
связанных со всевозможными электровелосипедами и устройствами
умеющими ковертировать механическую силу велосипедиста в электричество.
Как правило, новинки весьма высокотехнологичны и обладают ценой
сравнимой с подержанным автомобилем, до 5-6 тысяч долларов. На
закономерный вопрос, кто в условиях кризиса будет тратить такие
деньги на двухколесное средство передвижения без крыши, есть и
ответ. Для этого вспомним недавное прошлое.
Всего чуть больше года назад, ипотечные бумаги США имели рейтинг
ААА, нефть за 100 долларов и мир, кроме кучки паникующих экономистов-отщепенцев,
процветал. Высокие цены на обычную нефть привлекли на перспективный
рынок транспортных средств с электрической тягой довольно большое
количество инвесторов. Затея казалось стоящей. При столь высоких
ценах на топливо, акции велосипедных производителей выросли на
десятки процентов (так, Giant в 2007-2008 году прибавил в какой-то
момент 60%) и казалось, что на рынке образовался определенный
спрос на дорогие велосипеды не требущие энергозатрат от велосипедиста.
Деньги вложены, разработка началась и тут пришел кризис. Время
прошло. На рынке появились десятки моделей современных электровелосипедов
и апгрейд-китов. Дорогие, высокотехнологичные, удобные но, в данной
ситуации, уже мало кому нужные.
О многих мы уже не так давно писали, вот еще парочка примеров.
Ohm
Bicycle с адаптивной к трассе трансмиссией, которая
сама "понимает" сколько добавлять тяги в данный момент,
запасом хода в 120 километров в режиме Assist, подключаемыми мощными
фонарями за 3500$ долларов в США. Или любопытный английский кит
Infenium,
устанавливаемый почти на любой велосипед. Добавочные 50-60км в
режиме вспомогательной тяги, подзарядка рекуперацией и от солнечной
батареи, специальный компьютер, батарея монтируемая в багажник.
Разработка, на которой хотелось бы остановится поподробнее,
родом из США, не имеет коммерческого инвестора, но вполне возможно,
скоро произведет небольшую революцию. Это студенческий проект
студентов легендарной американской кузницы гениев: Массачусетсского
технологического института.
Принципиально, в идее нет ничего нового. Дело в деталях. GreenWheel
представляет собой заднюю втулку с диаметром около 20 см и толщиной
порядка 4см. Внутри герметично упакованой втулки упрятан двигатель,
генератор и литий-ионные аккумуляторы. На базе втулки собирается
обычное колесо с короткими спицами. Таким образом, система действительно
может быть установлена в любой существующий велосипед, причем,
при полной работоспособности классической задней трансмиссии.
Второй интересный момент помимо универсальности, отсутствие
электрической разводки. Все сигналы от рукоятки газа передаются
в колесо по Bluetooth протоколу. Собственно это и есть полный
комплект GreenWheel: рукоятка газа и втулка. В нынешней конфигурации,
при езде с расчетом только на GreenWheel без педалей, запаса электроэнергии
хватит на дистанцию в 40 км, если мотор работает в вспомогательном
режиме, помогая велосипедисту крутить педали, эффективное расстояние
удваивается. Конечно, дистанция зависит от рельефа, скорости,
покрышек, количества торможений и температуры. И да. Втулки GreenWheel
можно будет поставить на оба колеса. Топовая скорость почти 50км
в час! Система имеет режим подзарядки от вращения педалей или
от простой розетки.
По тестам команды разработчиков, гарантийный пробег колеса
составляет почти 65 000 километров или 30 километров в рабочий
день в течении 8 лет. Грубо говоря, колесо имеет потенциальный
срок службы больше, чем многие велосипеды.
В настоящий момент существует рабочий прототип. Сейчас речь
идет о разработке модельного ряда для разных типов применения:
от велокурьеров до неспешных городских коммьютеров. И не смотря
на кризис, системой уже заинтересовались два крупных заказчика:
муниципалитет Копенгагена и организаторы Кубка Мира в ЮАР в 2010.
Велосипедный Копенгаген собирается оснащать колесами GreenWheel
прокатные велосипеды на муниципалитетных парковках, как это сейчас
делается в Париже, власти ЮАР планируют решить транспортную проблему
по перемещению обслуживающего персонала между спортивными объектами.
Несомненно, будет значительный спрос и от частных заказчиков
(дайте два!). Хотя настоящий интерес к этой разработке мы увидим
только если патенты на продукт выкупит действительно крупная компания,
как SRAM или Shimano. Попади такой продукт в их дистрибьюторскую
сеть, при соответствии заявленных характеристик реальным, продукт
неизбежно завоюет бешенную популярность. А стоит добавить к колесу
интегрированное переключение скоростей и ременный привод, как
стоимость ежемесячного обслуживания приблизится к нулю.
Подобные устройства могут стать и основой для нового типа любительских
велогонок. Представьте, что у любого из велосипедистов в группе
есть запас 20 минутной тяги, который он может попытаться использовать
для отрыва от группы, при подъеме на перевал или просто в финишном
рывке. Стратегическое мышление, доскональное знание трассы и планирование
действий за десятки километров становится в такой гонке не менее
важным, чем выносливость.
Само колесо, это лишь часть глобального исследовательского
проекта Smart Cities, в рамках которого, GreenWheel лишь небольшая
частичка. Почитайте, это
очень интересно.
И последнее. Планируемая цена за одно колесо GreenWheel составит
всего несколько сотен долларов.
|