На головном сайте SRAM презентация новой
группы должна была состояться ровно в 00 часов 28 мая. Побывавшие
в эти выходные на презентации журналисты также подписали обязательство
не сливать новость до этой даты. Одна проблема: сайт cyclingnews.com
находится в Австралии и учитывая разницу в часовых поясах между
США и Австралией, опередил всех американских конкурентов на добрые
18 часов.
Воспользуемся детальнейшим обзором Джеймса Хуанга и посмотрим на
эту ожидаемую группу во всех интимных подробностях с цифрами.
Итак, ключевые моменты. Во-первых, впервые при производстве группы
(будем называть группой компоненты с одним логотипом XX) были использованы
мощности всех брендов корпорации, за исключением свежеприобретенных
ZIPP Wheels. Т.е. это действительно группа, купив
полный комплект которой, останется установить колеса, палки, седло
и можно собирать велосипед. Во-вторых, конечно, совершенно умопомрачительный
вес: меньше 2300 грамм, другого от SRAM нельзя было и ожидать. И
третье: это честная 20-и скоростная трансмиссия, что само по себе
заслуживает внимания. Но это не новость:-)
По техническим характеристикам группа предназначена для кросс-кантри
(уровень включая олимпийский) и легкое эндуро. Стоимость 2300 граммовой
группы в США на розничном рынке составит 2430 долларов. На 300 грамм
легче аналогичного набора от XTR, но на почти 600 долларов дороже
относительно Shimano.
Согласно SRAM, низкий вес не был основной целью конструкторов (ну конечно:-),
упор делался на удобство, качество работы, количество опций и эргономику. Кстати.
Практически все титановые и алюминиевые винты компонентов сделаны под головку
Тorx Т25. Вот это действительно удобно.
Кассета
Самый-самый впечатляющий компонент группы это гигантская фрезерованная
стальная кассета, схожая, если верить релизу, по конструкции с PowerDome
на Sram RED.
Другими словами, она сделана из единого куска металла. Ее вес всего
208 грамм, что на 42 грамма легче, чем 9-и скоростная, наполовину
титановая XTR. Основной никелированный "купол" X-dome
сделана из 4130 хромоля, 10 звезда из алюминия 7075-T6. По словам
компании, только на фрезеровку кассеты уходит 9 часов чистого времени.
В это слабо верится, скорее речь идет о полном технологическом цикле,
но как бы там не было, скелетный дизайн впечатляет.
Кассета пока заявлена в двух вариантах, классическом 11-32 и гигантском
11-36, очевидно для компенсации недостающей звезды на системе.
Система
Система Truvativ XX в целом повторяет конструкцию таковой в группе
SRAM RED и топовых Truvativ Noir. Внешний корпус из ненаправленного
карбона, алюминиевый сердечник шатуна и пенный наполнитель. Каретка,
сюрприз!, будет предлагаться в трех вариантах. Giga-X-Pipe, для
независимого стандарта BB30 и прессуемые версии. Все варианты штатно
имеют керамические подшипники. Маркетинг, но люди любят. Заявленный
вес для версии BB30 695 грамм и 754 для GXP. Другими словами, на
100 и 50 грамм соответственно легче чем XTR. У которой, правда,
3 звезды и система сделана целиком из алюминия. Здесь ничья.
Чейнлайн системы составляет 49.5мм от осевой линии велосипеда,
по заявлению SRAM, в работе доступна любая комбинация передач без
назойливого тримминга. Расстояние между плоскостями резьб педалей
может быть различным, 156, 164 и 166 мм. Длина шатунов 170 или 175
мм. Пока только так. Наборы звезд непривычны. 26/39, 28/42 и 30/45мм.
Обратите внимание: отношение 1:1.5. Сделано это специально для улучшения
переключения под нагрузкой, где при движении цепи ее поддержат сразу
13, 14 или 15 зубьев системы.
каретка-переходник с press-fit на GXP |
Переключение начинается от цепи и звезд, поэтому, создавая новую
трансмиссию, инженеры уделили немало времени тюнингу момента перехода
цепи со звезды на звезду. Зубья новой формы, рампы, пики: по словам
CyclingNews плавность переключения на уровне топовых групп Shimano
без применения технологии HyperGlide. За подъем и спуск отвечают
по 4 набора рамп, следовательно, полное переключение на системе
должно происходить самое позднее при обороте на 90 градусов.
каретка-переходник с press-fit на GXP |
Не обладая изощренными патентами на ковку полых звезд, для повышения
торсионной жесткости SRAM пошла другим путем. Привычным и понятным:-)
Толщина большой алюминиевой звезды составляет внушительные 6 мм,
которые крепятся на массивном карбоновом пауке. Посадка проприетарная.
120мм на большую звезду и 80мм на малую. Можно жаловаться, но с
другой стороны, ожидай группу популярность, предложения от сторонних
производителей вроде FSA придут всегда на помощь тем, кто решит
сэкономить. Хотя кто будет искать 5-10 долларов, купив группу за
2500?
Конечно, 20 скоростей это не совсем привычные 27 и это является,
пожалуй, главной особенностью, которая может помещать популярности
XX. Однако не все так плохо. Самая горная комбинация звезды 26 на
кассету 36 в принципе соответствует привычному 22 системы на 30
зубьев кассеты. Обратное также верно, исчезает лишь комбинация 11/12
- 44 но такая ломовая передача нужна довольно редко и не всем гонщикам.
Переключатели и цепь
Самое главное: XX полностью несовместимы с нынешними MTB группами
SRAM, поскольку ход троса взят из шоссейных групп. Группа действительно
разрабатывалась с нуля и получилась "вещь в себе". Exact
Actuation, как называется эта кинематика на шоссейных группах, заключается
в том, что одинаковый ход троса всегда соответствует одинаковому
перемещению переключателя над кассетой в любой позиции. Это облегчает
настройку переключения, поскольку не зависит от толщины петуха и,
как дополнительная опция, можно попробовать сделать что-нибудь эдакое
из шоссейных и МТБ группы. Например, 20и скоростной шоссейный флэтбар.
Переключатели в целом напоминают X.0, бикомпонентный алюминиево-карбоновый
корпус, регулируемое положение манетки на хомуте, два курка. Сам
корпус поменьше, чем X.0, курки сделаны из карбона = -40 грамм относительно
алюминиевых XTR.
В дизайне заднего переключателя сразу угадывается рука SRAM.. Он
легок (181 грамм), лапка сделана полностью из карбона, задняя пластина
параллелограмма из магния, остальное, кованый алюминий. Здоровенная
93мм лапка заточена под гигантскую 36 зубовую звезду кассеты.
Ролики переключателя имеют керамический подшипник, трос крепится
к задней пластине, во избежание встречи с ветками и прочими препятствиями
на трассе. С другой стороны, ближе к грязи летящей с колеса.
Отдельного внимания заслуживает разработанный с нуля передний переключатель.
Кованый алюминиевый корпус, стальная направляющая клетка цепи позволяющая
работать любой передачи без тримминга. Заявленный вес 118 грамм,
в первую очередь, за счет переработанного хомута - просто стальная
лента (на переключателях с верхним хомутом).
Отличное решение для распределения нагрузки на легких карбоновых
рамах. Версий будет море: верхний хомут, нижний, четыре версии direct-mount,
разные диаметры хомутов и даже, по возможности, варианты с верхней
и нижней тягой.
Цепь, если так можно выразится, обычная. Точнее существующая, с
шоссейных групп, например PC-1090R. Полые пины, полые звенья, вот
только тенденция не ставить СРАМовские цепи на тяжелых гонках у
шоссейников наводит на крамольные мысли.
Тормоза
Avid XX в целом представляют собой переработанные Elixir. Отличия
в форме тормозной рукоятки, новом двухсоставном магниевом калипере
и стальном диске с алюминиевым 6-и болтовым пауком. Вес переднего
комплекта 288 грамм (рукоятка, калипер, 160мм диск). Поскольку Elxir
в следующем году будут выпускаться в варианте CenterLock, вниманием
этот стандарт не обойден и в XX. Дисков CenterLock не будет, потребуется
переходник.
Как и на топовых Эликсирах, регулировка колодок не потребует инструмента,
но для регулировки угла рычага спрятанным под рукоятку винтом потребуется
тонкий и длинный шестигранник. Размер диска от 140мм (только сзади)
до 185мм.
Все хозяйство на руле крепится на новый MatchMaker X, который имеет
крепления для манетки, тормозной рукоятки и Xloc (гидравлический
локаут). Все хозяйство регулируется, относительных положений бесконечное
количество. Далеко ушел прогресс, от моноблоков XT-XT конца 90х:-)
Хорошей группе под стать и вилку. Точнее сказать, что "у для
комплекту", RockShox предлагает обзавестить модификацией SID'а
или Reba с логотипом XX. В официальных прайс-листах на группу и
весовых чартах XX вилок нет. Опция, так сказать. Главная черта всех
вилок, гидравлический локаут. Он легче, технологичнее и конечно,
отлично сочетается вместе с манетками.
Выглядит как гашетка, работает как автоматическая шариковая ручка.
Нажимаем, блокируем. Еще раз, разблокируем. Для тех, кто испугался
очередной гидролинии. По словам SRAM, система имеет порт для прокачки,
но не требует такого тщательного удаления воздуха, да и по сути
своей работы, после инсталляции, о ней можно в принципе забыть и
просто пользовать.
RockShox SID XX World Cup 80/100мм весит 1436 грамм с локаутом.
Корона: карбоновая со штоком. Начинка от нынешнего SID WC. В общем,
небольшой тюнинг декалями, карбоном и локаутом.
Для любителей вилок покрепче, будет Reba XX (ход 80/100/120) в
версии с 9мм осями и весом 1651 грамм и 20мм Maxle (1781 грамм).
И еще и Revelation XX с совсем уж не детскими 130/140/150мм..
Колеса
Нет, колес нет, хотя, имея теперь в активе гениев аэродинамики ZIPP,
думается можно ожидать в ближайшее время каких-то существующих колес,
но просто с декалями XX. Куда уж технологичней нынешней продукции
ZIPP представить тяжело.
|
Заявленный вес (гр.) |
Цена в США |
Задний переключатель |
181 |
US$265 |
Передний переключатель |
118 |
US$106-119 |
Манетки |
183 |
US$276 |
Кассета |
208гр. (11-36T)
185гр. (11-32T) |
US$328 |
Система |
754гр. (GXP)
694гр. (BB30) |
US$430 (GXP); US$470 (BB30) |
Каретка |
|
US$195-205 |
Цепь PC-1090R |
255 |
US$84 |
Тормоза с диском (1 колесо) |
288 |
US$373-377 |
Avid MatchMaker X |
|
US$45 |
RockShox SID XX World Cup |
1436 |
US$1120 |
RockShox SID XX |
1546 |
US$789 |
RockShox Reba XX |
1651гр. (9мм);
1781гр. (20мм) |
US$724-754 |
RockShox Revelation XX |
1695гр. (9мм);
1825гр. (20мм) |
US$724-741 |
Поставки группы начнутся не ранее июля, следовательно, ожидать в
широкой продаже XX можно с осени этого года.
Что еще остается добавить. Эта необычный продукт и действительно
совершенно новая группа. Высокотехнологичная, в чем-то новаторская,
но с туманными маркетинговыми перспективами. Это, как не крути,
не 27 скоростей, а только 20. В кризисные времена она стоит запредельно
дорого, не совместима с нынешним оборудованием SRAM и пока о ее
рабочих характеристиках можно только строить догадки. В любом случае,
вейтвинеры, апгрейдеры и фанаты SRAM помогут компании в преодолении
барьера недоверия к новому продукту.
Обсуждаем
продукт в нашем форуме
|