Несмотря на 1.80 роста, мой ведущий периодически
пропадает из виду. Солнце садится, и перспектива остаться одному в горах не очень
приятна.
Меня предупреждали про катание с Томом Ритчи, но в моем понимании интервью
включает в себя поездку часа на два. Общение получается намного качественней.
Но прямо сейчас я пытаюсь отдышаться после многих миль холмистого синглтрека.
Лучше уж в следующий раз надо будет брать интервью у пузатого и важного менеджера.
“Пузатый” и “менеджер” – это не те слова, которыми можно описать Тома. Даже
будучи генеральным директором Ritchey Design, производителя компонентов с 83 года,
Том по прежнему регулярно катается. Именно поэтому он сразу же согласился на такое
велоинтервью.
Если вспомнить, что в среднем Том накатывает около 15000 км в год, то непонятно,
когда он успевает руководить компанией. “У меня отличные сотрудники, которые могут
работать и сами. Моя работа сводится лишь к разработке”, – не смущается Том. Мне
кажется, что нельзя недооценивать разработку, когда твои компоненты используются
по всему миру: “Я отвечаю за все производство”.
Производство и качество продукции практически в крови у Тома. В начале 70-х,
когда он гонялся на шоссе на уровне страны, Том разрабатывал и изготавливал собственные
компоненты для превосходства над соперниками. Он купил токарный и фрезерный станок
в 16 лет и делал втулки, каретки и подседельные штыри.
Я попытался выяснить, ограничивались ли его увлечения инженерией (а отец Тома
был инженером): “Нет, я был гонщиком. Мне хотелось ехать быстрее моих соперников,
поэтому приходилось совершенствовать свой велосипед – делать его легче, крепче,
лучше.”
“Крепче и лучше” и сейчас описывает то, что делает Ritchey – штыри, рулевые,
педали, седла, рули, колеса и все остальное. Конечно же, тестирование новых компонентов
очень важно для Тома. Когда мы спускались по пыльной тропе возле его дома в холмах
к югу от Сан-Франциско, я думал о том, что он привел маунтинбайк к его сегодняшнему
виду.
Те, кто катает на МТБ с начала 80-х (вроде меня) начинали с того, чтобы скопить
на кантилеверные тормоза и рулевую Ritchey – они были очень просто сделаны и отлично
работали на кантрийных трассах.
“В классическом стиле, надежно и можно использовать для гонок. Все как и раньше”,
– говорит Том про нынешние запчасти. С другой сторны, Ritchey – это бренд. Сам
Том не любит переплачивать за модную надпись и уважает это право, поэтому не злоупотребляет
своей известностью.
В самом деле, повседневная жизнь Тома выглядит весьма просто. Когда мне пришлось
впервые заехать в гости в его деревянный домик – фамильное гнездо уже многие десятилетия,
я обнаружил хозяина в мастерской, за работой. Быстрый взгляд по сторонам обнаружил
полудюжину станков, сварочный аппарат и стапель с тандемной рамой в процессе производства.
Швов на ней не было видно – можно перепутать с монококковой заводской конструкцией.
Эта любовь к работе с металлом привела Тома в мир маунтинбайка. Его таланты
пригодились в конце 1978 года, когда вместе с Гари Фишером и Чарли Келли они основали
фирму, которая так и называлась - Mountain Bikes. Том собственно и варил рамы.
Том участвовал и побеждал в легендарной даунхилльной гонке Рипэк. Осознание того,
что надо самому делать правильные запчасти пришло после того, как Том наехал на
большой камень и руль провернулся в выносе – пришлось вытягивать обратно прямо
на ходу.
“Я понял, что пора сделать цельный с выносом руль – тогда точно не провернется.
Вообще, такие приключения сильно повлияли на мое видение”. Оказывается, такое
придумал не Marin.
Мы сидели на веранде и смотрели на окрестности залива Сан-Франциско – колыбель
горного велосипеда. Разговор продолжился: “Не думаю, что Marin был у истоков.
Я не говорю, что Калифорния и все прочее – не имеет значения. Большой вклад внес
Грег ЛеМонд – использование разделочного лежака на Туре 88 года и новая манера
разговора с руководством команды о зарплате и условиях.”
В те годы все было завязано на Европу, не Японию. Peugeot, Gitane, Motobecane
– они были как Trek, Specialized, Cannondale в Европе. Они спонсировали крупные
команды, но маунтинбайк пролетел мимо них. Они не знали об этом, пока не стало
слишком поздно – влияние Лемонда и технологий из США привело к прорыву, мы тоже
получили пользу от этого. Мне потребовалось какое-то время, чтобы достичь того
же результата.
Маунтинбайк бурно развивался, и Том удержался в струе после разрыва с Гари
Фишером и Келли в 1983 году – начал собственное дело. “В целом, это было понимание
велосипеда как целого, не только рамы и кучи компонентов. Получилось сделать все
правильно – и разработку, и производство.”
Я слушал и рассматривал ряды велосипедов у стен. Среди красивых и дорогих рам
был ярко раскрашенный грузовой велосипед с надписью “Coffee Bike”. Его делал не
лично Том, это всего лишь один из его проектов. Но он внес в жизнь автора большие
перемены.
Все началось семь лет назад, когда Тома оставила первая жена. Конечно же, это
ударило по нервам – начал проявляться эгоизм и чувство страха. “Сказать честно,
люди возвысили меня, но я чувствовал себя очень неприятно и непонятно” “Мне было
очень тяжело, когда уходит жена и говорит – делай что хочешь. А я не хочу – в
моей жизни были люди, которые верили в меня, больше чем я сам”. В глазах Тома
появляются слезы.
В том же 2005 году Том набился в компанию к другу, который ехал в велопоход
по Африке. В Руанде, переживший страшное кровопролитие гражданской войны в 1994
году, было заложено кое-что на будущее. И проект “Руанда” дал результаты. Через
год Том вернулся, чтобы устроить Wooden Bike Classic – пробег американских райдеров
и местных жителей на самодельных деревянных велах.
“Велосипеды очень популярны в Руанде, но есть они только у одного из ста жителей.
Большинство умеет ездить, и хотят погоняться с тобой. Это неважно, что он едет
на ржавом драндулете с парой мешков картошки на багажнике.”
Сейчас Wooden Bike Classic – ежегодное мероприятие и всего лишь одна из идей
Тома. Он продолжает развивать сообщество единомышленников, которые также хотят
помочь Руанде. Вскоре была создана национальная команда во главе с Джоком Боером,
другом Тома. “Они (правительство Руанды) видит, что мы делаем для команды. Они
видят возможности показать миру позитивный образ их страны.”
Но до этого, в окружении старых, поломанных велосипедов, которые не годятся
для гор Руанды, Том понял что можно сделать все по другому. Встреча с доктором
Тимом Шиллингом, который занимается проблемами качества руандийского кофе, дала
толчок в сторону разработки велосипеда, который значительно поможет фермерам.
Это поможет сократить время, которое требуется на доставку кофейных бобов на
фабрику – это хорошо влияет на вкус, качество и цену кофе. В разработке Кофебайка
Том проводит параллели с первым пришествием горного велосипеда: “Да, там есть
на чем ездить. Но есть более красивый способ. Я подумал и понял, что нахожусь
в нужное время в нужном месте.”
Хотя роль Тома в Кофебайке неоспорима, там вообще нет компонентов Ritchey.
Да и сам Том почти не упоминается даже на сайте проекта. “Не хочу хвастаться и
работать на показуху и рекламу”, – говорит он.
Руандийский опыт сильно повлиял на Тома, но дело еще не закончено: “Самая ценный
результат для меня – создать самодостаточный проект. Тогда можно будет заняться
следующим. ” Тому не нравятся обычные проекты, основанные на “раздаче” чего-либо
– кофебайки покупаются на микрокредиты фермеров.
“Моя следующая цель – Велодизайнеры без границ. Это будет на основе ваших навыков
разработки – вне зависимости от того, делаете ли вы карбоновые велы за 10000 долларов
или простые для базара. У вас есть, что дать третьему миру. В велоиндустрии сейчас
1000 Томов Ритчи, которых надо всего лишь организовать.”
“Руандийцы смотрят на велосипеды, которые принципиально не менялись сотню лет
и уже ни на что не надеются. А вот моим кофебайком они восхитились”, – глаза Тома
снова загорелись, прежде чем зафиксироваться на мне. “Велосипед должен быть инструментом
для удовольствия и фантазии и помогать использовать их с пользой. Кто знает, куда
это приведет?” И это уместный вопрос, когда катаешься с Томом.
- 1956: Том Ритчи родился в Калифорнии
- Начало 70-х: Том выступает в гонках на национальном уровне и изготавливает
собственные компоненты. Он сварил более 1000 шоссейных рам к окончанию учебы.
- 1973: Шоссейные гонки в Калифорнии запретили на один год, Том с друзьями катается
по тропам в районе Саратоги.
- Середина 70-х: Том решает попробовать делать рамы без узлов. Это против традиций,
но позволяет варьировать геометрию. В результате – прорыв в рамостроении.
- 1978: Том видит первый маунтинбайк Джо Бриза. Гари Фишер заказывает Тому велосипед
для себя.
- 1979: Том работает с Гари Фишером и лично строит 160 рам для его фирмы Mountain
Bikes. Велосипед в сборе стоит около 1300 долларов.
- 1983: Mountain Bikes разваливается, Фишер скупает остатки. Том основывает
Ritchey Design и специализируется на разработке и производстве компонентов. Рамы
все еще в производстве, включая легендарную Ritchey Annapurna.
- Конец 90-х: Том все еще производит более 500 рам ручной сборки в год.
- Начало 2000-х: Тяжелые времена – уходит первая жена.
- 2005: Том посещает Руанду во время африканского похода, и его цепляет.
- 2006: Первая гонка Wooden Bike Classic в Руанде, 3000 зрителей.
- 2007: Кофебайк в Руанде. Фермеры покупают его в кредит на 3 года и получают
на 30-40 процентнов больше прибыли.
- 2009: Том снова женится. Он уже построил тандем для новой семьи.
|