Лишняя звезда, только не на
мундире (погоне), а на кассете, это хорошо или очень хорошо? Откуда,
спрашивается посмотреть.
Нет сомнений, что новинки, что с пылу и с жару по началу стоят
дороже. Ничего не попишешь, инновации приходится окупать. Правда,
через сезон, другой цены сглаживаются и съеживаются и не кажутся
такими обескураживающими. Обратно же, и техника требует обновления:
цепь обычно нужна поуже, и емкость заднего переклюка побольше,
если большая звезда на кассете зашкаливает. И манетка соответствующая,
а то лишние передачи терять, - совсем обидно! Но с этим не так
уж трудно смириться, если представить сладостную картину, как
выезжаешь весной под радостным солнышком, весь из себя. О! – говорят
знакомые байкеры, у тебя, все новое, и сколько скоростей!? Чуток
помедлив, отвечаешь, и все падают. Навзничь. Cупер!
Но важнее всего, конечно сопротивление материала – человеческого.
Его, как некоторые говорят, бессмертной души. Как выяснилось,
душа то, не дается. Прикипела к старому, знакомому, родному и
уютному, и ни в какую! Когда на кассете появилась девятая по счету
звезда, а было это, дай бог памяти, аж в 1998г. И МТВ трансмиссия
тогда поимела уже 3х9=27 передач, сколько изверглось криков, толков
и пересудов. Мол, зачем сие надо, мол, нам и 24 передачи, незнаем,
куда девать. И, мол, цепи тонкие, рваться будут только так, и
износ будет катастрофический и на системе узкая цепь начнет соскакивать
или, хуже того, закусывать, напрочь.
Но самой главной страшилкой была грязь. Мол, покатишь в темный
лес, по грунтам и болотам на 27 передачах, и забьет грязюка цепь
и кассету, и не вернешься. А если на 24 покатишь, то может и вернешься.
И как сейчас помню - известный журнал МТВ Action опубликовал даже
обстоятельную статью как проще и дешевле обратно перековывать
из 27 передач 24. Так некогда считал и я. И с тщеславным удовольствием
рассекал на 8-ми звездочной кассете, а зимой, для вящей экономии,
ставил иногда 7-ми звездочную.
Но, несколько лет назад установил-таки, трансмиссию 3х9, Shimano.
И что? Да ничего, - все страшилки быстро и незаметно ушли в песок,
как им и положено. Только возможностей прибавилось. И вот, из-за
горизонта появилась новая трансмиссия DYNA-SYS (3х10) и сразу
возник старый вопрос. А стоит ли множить звезды на велосипедном
небосклоне без необходимости? Горный велосипед все-таки, не шоссейный,
а грунт это не асфальт. И снова запорхали на черных крылышках
давно позабытые страшилки. И местами, хотелось их убить, дабы
не мешали, пусть даже из рогатки.
А может, необходимость все же была? Не зря же люди столько
лет думали, старались, строили. А не просто взяла и добавилась
одна звезда. И вот, появилась возможность обкатать, проверить,
протестить новую трансмиссию DYNA-SYS.
Для справки.
Состав трансмиссии DYNA-SYS _XT:
Система - FC-M770-10 HOLLOWTECH II , 175мм, 42Т (алюминиевый сплав)-32Т
(карбон и стальной венец)-24T (алюминиевый сплав), Задний переключатель
- RD-M773-SGS SHADOW, Передний переключатель с нижней тягой -
FD-M771-10, Манетка (шифтер) правая - SL-M770-10/R RAPIDFIRE PLUS
(двухсторонний сброс), Кассета - CS-M771-10, набор: 11-13-15-17-19-21-24-28-32-36T
Звезды смонтированы на двух алюминиевых "пауках" по
3 звезды на каждом, 10-скоростная цепь - CN-HG94 HG-X. Цепь не
симметрична и покрыта цинковым сплавом.
Диапазон передач DYNA-SYS (3х10) при составе ведущих звезд
42Т-32Т-24Т и ведомых 11Т-36Т составляет 573%. Для сравнения,
диапазон передач трансмиссии 3х9, система 44Т-32Т-22Т, кассета
11Т-32Т составляет 581%, а если кассета имеет набор11Т-34Т, то
618%.
Тест
Начинать обкатку новой трансмиссии зимой совсем не просто.
Нет родных и привычных грязей разного вида и цвета, нет рыхлых
грунтов и песка, нет, наконец, тепла. Зато есть мороз разной крепости,
снежная каша под колесами, мокрый снег в оттепель и благословенные
реагенты – тоже не мало. Дабы ещё более усугубить ситуацию, было
принято волевое решение трансмиссию не чистить и не мыть категорически.
Только цепь смазывать и изредка протирать ветошью, кроме одного
момента, о коем будет сказано ниже. Новая сверх узкая цепь CN-HG94
HG-X вызывала наибольший интерес и опасения.
Она легкая, ажурная и асимметрична: её левая, внутренняя пластина
заточена под перемещения по звездам кассеты, а правая, внешняя
пластина по звездам системы. Причем, специальные фаски на пластинах
цепи помогают зачищать и сбрасывать грязь. Кассета, получившая
на грудь ещё одну звезду 36Т, обновила форму зубьев.
На системе в первую очередь бросается в глаза внутренняя сторона
большой и средней звезд. Всякие, понимаешь, зубцы, скосы, пандусы
– не меряно. Дабы цепь мгновенно поднималась и сбрасывалась, по
первому клику, нет, не мышки – манетки. Уменьшение диапазона передаточных
отношений DYNA-SYS (42Т-32Т-24Т) вместо прежних (44Т-32Т-22Т)
должна положительно влиять на стабильность и надежность трансмиссии
при переключении передач – цепь должна реже соскакивать.
У меня, за все время тестирования, цепь ни разу не соскочила
под нагрузкой и при переключении. Ни разу система и передний переклюк
не пытались её закусить. Ни разу не пришлось заниматься дополнительными
регулировками переключателей. Троса как были выставлены и натянуты
в начале, так и оставались в этом состоянии при любой температуре.
Переключения с большой тягой, когда вкатываешь вверх или выгребаешь
из снега, не вызывали проблем, - цепь недовольно пощелкивает под
напругой, но уверенно переходит со звезды на звезду.
Грязь, кстати, не так сложно оказалась разыскать. После ледяного
дождя, московские власти бросили экономить и начали сыпать реагенты
повсюду, как простую копеечную соль. А реагенты эти, крайне агрессивны
и злы. На блестящую и смазанную с утра цепь уже вечером бывает
страшно смотреть. Черная или бурая, если с ржавчиной, липкая грязь
на цепи, - это, как известно, реагент плюс индустриальная пыль
всей страны. В смысле мегаполиса. А если новую HG-X цепь не мыть
и не чистить, что будет? Сказано, сделано.
День проходит, второй, третий… все нормально, переключает.
А цепь потихоньку зарастает. Только дней через двадцать, когда
картошку уже можно было сажать, проявились некоторые нечеткости
в работе. После этого опыта, беспокоится о цепи, совсем перестал.
Раза три в неделю обильно смазываю, протираю тряпочкой и, практически,
все. На кассету, систему и переклюки не обращаю внимания в принципе,
и они тоже не обращают своего внимания, просто работают.
Задний переключатель DYNA-SYS - RD-M773-SGS SHADOW по своим
размерам отличается от предыдущей, 9-скоростной версии и оптимизирован
для работы с 10-скортными манеткой и кассетой. Технология называется
«Long Arm» – «Длинная рука», то есть, увеличились: линк и лапка,
зато уменьшилось натяжение троса. Как бы там ни было, он гоняет
цепь по кассете вверх и вниз, легко и четко, без проблем забираясь
на самую большую - 36Т.
Что ещё нужно зимнему байкеру, который точно знает, что бесступенчатые
вариаторы будут не скоро; шариковые NuVinci – когда ещё станут
массовыми? Вот, например, «гладкий» массив скоростей, в смысле
передач, а 3х10=30 это совсем не мало, - и это, по-нашему. А раз
так, значит, стало больше возможностей для удачного подбора каденса
и нагрузки на педали и сохранения самого ценного, что у нас есть
- коленей.
Раз диапазон передаточных отношений системы: 42Т-24Т, вместо
44Т-22Т стал меньше, то теперь трансмиссия стала более дружелюбна
к велосипедам с задней подвеской. Но, имея только хардтейл, увы,
не смог воспользоваться таким счастливым случаем. Зато, обратил
внимание, что чаще стал использовать сочетание 42Т (система) –
11Т (кассета) если ехать по ровному.
При вкручивании в гору, сочетание 24Т – 36Т, это почти то же
самое, что 22Т – 34Т в прежней версии трансмиссии. Тяга примерно
такая же. Но крайне интересно будет попробовать сочетание 22Т
– 36Т в, каком ни будь грязевом походе.
Имея теперь впереди среднюю долгоиграющую звезду 32Т со стальным
венцом и плотный набор в середине кассеты (практически через зуб)
плюс полноразмерную заднюю звезду 36Т, стало удобнее перемещаться
по московским заснеженным холмам, коих на самом деле, не 7, а
скорее 77 или, даже 777. Впрочем, точно не считал.
Легче стало подобрать себе подходящий каденс и поддерживать, не
слишком утомляясь, приемлемую среднюю скорость. И меньше переживать,
что средняя звезда быстро скушается под нагрузкой и придется её
менять. Кстати, чаще всего налегке, езжу, не очень часто, если
только специально погонять и потренироваться. Обычно, тащу какой
ни, будь полезный груз – от 5 до 15кг.
В конце декабря поехал по рабочим делам и случайно попал под ледяной
дождь. Вымок, признаюсь, но доехал и вернулся без потерь. В процессе,
началось обледенение шатунов и переключателей, но старался не
останавливаться, дабы не прихватило цепь – пронесло.
Продолжая крутить педали с трансмиссией DYNA-SYS, практически
каждый день, могу кратко обобщить.
Детских болезней, что бывает иногда с новыми железками, не
замечено. Все работает, как положено и эмоции вызывает только
положительные.
Передняя звезда 42Т и задняя, десятая по счету, 36Т - пошли
явно в плюс и прибавили возможностей и комфорта. (Как уже понятно,
сие слова не спортсмена - профессионала, а любителя, но со стажем.)
Передняя малая звезда 24Т вызвала некоторые смутные сомнения.
Предпочтительней казалось иметь звезду 22Т. Но с другой стороны,
тяга на низах 24Т – 36Т и 22Т – 34Т практически одинакова и небольшое
уменьшение диапазона передач, зимой, в частности, не ощущается.
Ну, а летом – будем посмотреть.
Правая манетка щелкает отчетливо, хотя мне показалось, что
прямой ход рычага, когда идет переключение по кассете вверх, слегка
затянут. Сброс быстрый и без проблем. Надежность и стабильность
трансмиссии на уровне. За два месяца ежедневных поездок при разных
погодах, дополнительно регулировать не пришлось, цепь не соскакивала,
когда не надо и тщательно переключалась, когда было надо.
Кстати, о цепи. Несмотря на некоторую легковесность имиджа,
цепь оказалась прочной и надежной. Да, ржавеет, что не удивительно.
При таких-то реагентах, заржавеет все! Но к грязи относится индифферентно.
Что там потом будет внутри цепи и как быстро случиться износ,
посмотрю позже, когда закончиться её служба. Но внешнего загрязнения,
как цепь, так и трансмиссия не боятся. Поэтому теплый сезон, ИМХО,
можно будет без зазрения гонять по любым грунтам. Избегая, пожалуй,
размокшей, вязкой глины. Где ни поможет уже ничего, кроме трактора
Беларусь.
В общем и целом – весьма понравилось.
|